Зелёный Рай
Приветствую Вас Гость · Регистрация · Вход
Начинаем весенний марафон! Но помните: если человек не оправдал ваши ожидания, в этом нет его вины. Ведь это ваши ожидания.
Навигация


МЫ - online

Самое популярное
  • УГАДАЙКА (1510)
  • Дачная болталка- 2. (1499)
  • Всё о наших любимчиках - животных-2! (1499)
  • Всё о наших любимчиках - животных-3! (1495)
  • Всё о наших любимчиках - животных! (1486)

  • Дача

    Рецепты

    Открытки - фото

    Байкал - туристам

    Заходите!
    Логин:
    Пароль:

    Возраст Рая

    Статистика

    Счётчик ТИЦ PR
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Форум » Есть желание развлечься? » Читаем, слушаем и смотрим » Александр Торик Флавиан Воцерковление – 2 (повесть) (Флавиан. Жизнь продолжается.Окончание.)
    Александр Торик Флавиан Воцерковление – 2 (повесть)
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:43 | Сообщение # 61
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    – Хорошо, как вам, Алексей, приятнее. Профессия психиатра, действительно, располагает к познанию материй духовных, так как примерно восемьдесят процентов психиатрических больных, по хорошему должны быть «пациентами» отца Флавиана, то есть в принципе, как таковой настоящей медицинской патологии немного. Даже название заболеваний – психические – от слова «психе» – по гречески – душа. До революции так и называли – душевнобольные. А, душа – область деятельности духовенства, и, лишь в некоторых случаях, ещё и врача. К тому же, среди душевнобольных много просто откровенно одержимых бесами людей. Вам когда нибудь приходилось видеть одержимого?
    – Да. Здесь, позавчера.
    – А! Наверное бедную Катюшу! Вот, как раз, типичный пример душевного заболевания, не поддающегося медикаментозному воздействию. Так как причина заболевания духовная – грех, так и инструмент исцеления духовный – Благодать Святого Духа! А, в обычной психиатрической больнице её бы закололи аминазином с галапиридолом, или добили бы в Казани электрошоком.
    – Дмитрий Илларионович! А, не секрет, как вы в Бога уверовали?
    – Не секрет, конечно. Если Вам, Алексей, это интересно, могу рассказать. К серьёзным размышлениям о Боге, меня подтолкнули два случая из врачебной практики, ещё в Новосибирске. Собственно, я и до того, Бога никогда не отрицал, тем более не хулил, но, как человек получивший сугубо материалистическое медицинское образование, в таком виде нам его тогда давали, от вопросов религиозных я был весьма далёк.
    – Служа уже в центральной областной психиатрической больнице штатным психиатром в четвёртом отделении, и, сталкиваясь с отдельными проявлениями отклонений человеческой психики, не описанными в советских учебниках, я, по природной своей пытливости стал интересоваться опытом предыдущих поколений докторов, включая дореволюционных. Там я обнаружил объяснения некоторых своих недоумений, но все они были так или иначе связаны с религиозными понятиями о душе и душевных болезнях. В частности, тогда я в первый раз встретился с понятием «одержимости» или «беснования», и в приведённых примерах опознал явные совпадения с наблюдениями из своей собственной практики. Несмотря на всю архаичность изложения, некоторые принципы подхода к диагностике и лечению душевнобольных показались мне заслуживающими внимания и я решился на эксперимент. Вместе с таким же как я молодым доктором М. (сейчас он священник и настоятель домовой церкви во вновь организованном православном отделении той же центральной областной психиатрической больницы, где мы с ним тогда служили вместе) мы решили опробовать старинный способ определения одержимости с помощью святой воды. Способ этот предельно прост. Больному предлагают для питья на выбор несколько стаканов с водой, из которых только один наполнен обычной водой, а остальные – святой, то есть освящённой в церкви священником с помощью молитв и креста. Так вот, если болезнь душевнобольного имела природу не естественную а демоническую, то он любое количество раз безошибочно выбирал из всех стаканов тот, в котором была обычная, не освящённая вода.
     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:43 | Сообщение # 62
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Для эксперимента мы выбрали больного Т., страдающего припадками неясного происхождения, которые, достаточно условно были обозначены в его карте как «неорганическое заболевание центральной нервной системы». К тому же, сам Т. был среднего возраста, тихий кроткий человек, в котором болезнь, кроме ежедневных припадков, впрочем достаточно коротких, ничем иным себя не проявляла. Болен он был около трёх лет, за время которых, частота припадков прогрессировала с одного припадка в три месяца, до ежедневных. Лекарственные препараты того времени, существенных результатов не давали.
    Доктор М. принёс двухлитровую банку святой воды, которую доставила ему из церкви двоюродная сестра, мы взяли в пищеблоке шесть стаканов, пометили их с помощью кусочков лейкопластыря и шариковой авторучки, таким образом, что никто кроме нас самих, не смог бы отличить эти метки, и приступили к эксперименту.
    Заранее, разлив по пяти стаканам святую воду и в один – простую, мы пригласили Т. и предложили ему выпить воды из стакана, который он сам может себе выбрать.
    Т. посмотрел на стаканы с водой, как то съёжился, затем, устремив на доктора М. прожигающий ненавистью взгляд, с несвойственной для него хрипотцой, сказал: – А, не боишься ты, батюшка, со мной в эти игрушки играть?
    После чего уверенно взял единственный стакан с простой водой. Но мы, не дав ему выпить, переменили положения стаканов и вновь предложили взять один. В течение эксперимента, мы восемь раз меняли положение стаканов, и каждый раз Т. безошибочно брал тот, в котором была простая вода. После восьмого раза, переставляя стаканы в девятый, закрывая свои действия от Т. своей спиной, доктор М. незаметно плеснул немного святой воды в стакан с простой. Реакция Т. не заставила себя ждать: – Сам пей свою гадость, поп! – грубо рявкнул, обычно вежливый Т. и отвернулся к окну.
    Оставшись одни, мы с доктором М. долго сидели молча. Потом, он поднимаясь выдохнул то, о чём думали мы оба – Значит есть Бог.
    – Да. Значит есть – подтвердил я.
    В следующее воскресенье утром, мы с доктором М. не сговариваясь встретились у входа в храм.
    – А, другой случай, Дмитрий Илларионович?
    – Лёшенька, Дмитрий Ларионыч! Идите скорее к помазанью, сичас батюшка Евангелие читать начнёт! – Клавдия Ивановна торопливо махала нам рукой с крыльца церкви…
    – Ну, тогда, Алексей, про второй случай в следующий раз! – и мы поднявшись со скамейки пошли в храм.
    Храм, когда мы вошли в него, оказался весь наполненным света. Сияло большое паникадило в главном приделе, сияли маленькие паникадильца в боковых приделах, все подсвечники были заставлены ярко горящими свечами, казалось – сиял и светился сам воздух в храме. Царские врата были распахнуты, сквозь них в алтаре я увидел сверкающую золотом ризы спину Флавиана, тонкий изысканно терпкий аромат фимиама мягкими волнами растекался по всей церкви.
    – И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия, Господа Бога молим! – взволнованно торжественный голос Флавиана пронизал трепетную тишину храма.
    – Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй! – с готовностью отозвался хор.
    – Премудрость! Прости! Услышим Святаго Евангелия! Мир всем! – и все присутствующие склонили головы в благоговейном поклоне принимая преподаваемый им мир Божий.
    – От Матфея Святаго Евангелия чтение! – в голосе Флавиана слышалась какая то, уходящая вглубь времён затаённость, словно он был где то уже и не здесь, а погружался в необъятный мир святого Евангелия, прозревая там нечто, недоступное нашему земному взору.
    – Слава Тебе, Господи, слава Тебе! – осторожно взволнованно воззвали певчие.
    – Вонмем!
    – Рече Господь Своим учеником: – низким глубоким голосом начал Флавиан, и все стоящие в церкви замерли, с трепетом ожидая услышать Слово Самого Господа, осознавая, что произнесённое Христом две тысячи лет назад, оно также относится к Его сегодняшним ученикам, как и к непосредственно слушавшим Его, тогда Апостолам – вся мне предана суть Отцем Моим, и никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти. – голос Флавиана возвышался, словно поднимаясь по ступеням невидимой лестницы, расширялся и креп, заполняя собою весь храм – Приидите ко мне вси труждающиеся и обременении и Аз упокою вы. – взлетая всё выше, голос Флавиана пронизывал души слушающих, наполняя их непреложным упованием и верою божественной Истине – Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене: яко кроток Есмь и смирен сердцем; – Евангельское Откровение уже звенело под куполом храма – и обрящете покой душам вашим. Иго бо мое благо, и бремя мое легко есть! – словно с самого неба прозвенел высокий торжествующий ангельский глас.
    – Слава Тебе, Господи, слава Тебе! – ликующе утвердил хор.
    Я замер, как бы несколько оглушённый, не столько силой и великолепием самого чтения, сколько врезавшимися в моё сознание Евангельскими словами:
    – Придите ко мне все труждающиеся и обремененные.
     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:43 | Сообщение # 63
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Ведь это про всех нас, и про меня лично! Мы все, волею или неволею пребываем в трудах – трудах житейских, трудах нравственных по преодолению наполняющих нашу жизнь трудностей и проблем. Мы все обременены заботами, скорбями, собственными желаниями, страстями и грехами, тяжесть которых я осознал совершенно, лишь получив освобождение от них на исповеди. Мы все можем получить столь желанные свободу и покой, но только тогда, когда придём к Нему, Единому могущему освободить нас и упокоить и призывающему нас к Себе.
    – Возьмите иго Моё на себя… Иго, как я помню, по словарю Ожегова, это – «порабощающая сила» – Господь предлагает нам принять Его иго… Но, если Бог есть – Любовь, значит иго Христово и есть – порабощающая Сила Божественной Любви! Тогда понятно, почему Христос возвещает, что – иго Его благо, и бремя Его легко! А, ведь всё наше воспитание было пронизано ненавистью к любому рабству, как мы издевались на именем «раб Божий»! Как мы не понимали поступки некоторых крепостных, отказывавшихся от освобождения и предпочитавших добровольное рабство у любимых ими добрых господ! А, какой господин может быть добрее Господа Бога, который Сам есть – Любовь и Доброта! Значит нет, и не может быть большего счастья и блаженства, чем взять на себя благое иго Христово и пребывать в добровольном рабстве Его Божественной Любви! И, путь к этому блаженству ясно указан Господом – научитесь от Меня: так как Я кроток и смирен сердцем! Именно в кротком и смиренном сердце только и может пребывать всепоглощающая Божественная любовь. И, если ты не принимаешь на себя это святое иго Божественной Любви, то всё равно становишься рабом, рабом собственных желаний и страстей, рабом греха и смерти, рабом противника Божьего – дьявола.
    – Лёшенька! Пойдёмте помазываться! Задумался, миленький – Клавдия Ивановна осторожно тянула меня за рукав – иди вперёд, голубчик, мужчинам первыми помазываться положено!
    Я огляделся. Флавиан уже стоял посередине храма около иконы преподобного Сергия. Все прихожане степенно, по очереди, подходили к украшенному цветами образу Радонежского Чудотворца, и дважды кланялись перед иконой, каждый раз перед поклоном осенив себя крестным знамением. Затем благоговейно целовали святое изображение и, осенив себя крестом, кланялись в третий раз. После лобызания святыни, молящиеся подходили к стоящему сбоку от иконы Флавиану, который неторопливо погружал кисточку с красивой резной рукояткой в небольшой золочёный сосуд на маленьком подносике, подставляемом ему стоящим по правую рук от Флавиана Серёженькой, и помазывал благоухающим елеем чело подходящего. Пока шли одни мужчины, женщины сторонились пропуская их. Влекомый Клавдией Ивановной, я стал в конец мужской очереди, и внимательно приглядывался как подходят к помазанию более опытные прихожане. Когда очередь дошла до меня, я, как мне кажется, вполне прилично приложился к образу, совершив при этом положенные поклоны, и сложив, подобно остальным, руки на груди, стал пред Флавианом. Он, добродушно улыбнувшись, широким размашистым крестом помазал меня сперва от верхней части лба до кончика носа, затем, справа налево от виска до виска, проговорив при этом:
    – Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас!
    После меня к помазанию пошли женщины.
    На клиросе что то читали, но я, несколько ослабив внимание, не вслушивался в слова читаемых молитв. Отойдя в свой уголок, я присел на лавочку и прислонился спиной к прохладной стене храма.
    – Лёшенька, миленький, что ж вы к запивочке то не подошли? Ну, ничего, ничего, понятно – не знали! Кушайте, вот я вам хлебушка литийного принесла, кушайте! Вы устали с непривычки, я сичас сама вам за ковшичком схожу!
    И, быстро сунув мне в руку влажный, смоченный красным вином кусочек белого хлеба, она, с невероятной для своей массы скоростью, юркнула за угол.
    Я положил этот, благоухающий пряным ароматом неизвестного мне вина, кусочек хлеба в рот, не торопясь разжевал его, и, уже глотая, подумал: – А, ведь, Ирке моей в больнице, никто поди вот так заботливо не принесёт хлебушка, не назовёт миленькой, не приласкает словом и взглядом… К глазам, почему то подступили слёзы. – Тьфу! Неврастеником стать решил, Алёша? Что то тебя не тянуло прослезиться, когда ты жене изменял да издевался над ней, урод! Раньше надо было переживать, что ты сейчас то можешь сделать? И, правда… что я сейчас могу для неё сделать?
     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:44 | Сообщение # 64
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    – Держите, Лёшенька, запивочку, пейте во славу Божию!
    Я принял из руки Клавдии Ивановны горячий металлический ковшик, объёмом чуть меньше чайной чашки, наполненный разведённым в горячей воде вином, быстрыми глотками выпил, по телу начало растекаться расслабляющее тепло.
    – Спаси вас Господь, Клавдия Ивановна, за заботу вашу – искренне поблагодарил я.
    – Что вы, Лёшенька, золотенький мой, не за что, разве ж это забота? – не менее искренне удивилась Клавдия Ивановна, и снова быстро юркнула за угол, унося пустой ковшик.
    Тем временем, помазание закончилось, Флавиан, войдя в алтарь царскими вратами, затворил их. Чтение на клиросе, изредко прерываемое короткими песнопениями, продолжалось.
    – Клавдия Ивановна! Это ничего, если я на улицу выйду, подышать немного, это не страшно? – ощущая некоторую неловкость, прошептал я.
    – Не страшно, миленький, не страшно, помереть без покаяния страшно, а подышать – ничего! Идите, Лёшенька, я вас к славословию позову!
    Я тихонечко вышел из храма.
    На церковном дворе было тихо и безветренно, мягкий аромат окружающих церковь цветов расстилался повсюду. Ощущая некоторое утомление, я присел на ту же скамейку, на которой мы разговаривали с Дмитрием Илларионовичем, откинулся на спинку и прикрыл глаза. Мысли мои вновь вернулись к Ирине: – Господи! Что мне надо делать, сейчас? Что я могу сделать для Ирины, чтобы, хоть как то искупить свою вину перед ней? Денег я ей дал, но это же не моя заслуга! Я ведь, понимаю теперь, что если бы Ты не дал бы их мне, то я не смог бы дать их Ирине. Следовательно, это не моё доброе дело, но Твоя милость ей моими руками. А, что могу сделать я сам? Кажется ничего… Лечить, и оперировать её будут врачи, ухаживать медсёстры. Продуктов, там, каких принести, так опять же Женька наверняка это сделает лучше меня. А я то, что могу?
    – А, ты молись за неё, родимый, сугубо молись – голос произнесший эти слова был наполнен любовью и каким то умиротворением.
    Я открыл глаза. Рядом со мной на скамейке сидел церковного вида старичок, с окладистой, совершенно седой бородой в длинной мешковатой одежде из грубой тёмной холстины, держащий в руках деревянный посошок с небольшой перекладинкой наверху.
    – Дедушка, простите, я, что, вслух разговаривал?
    – Ну, вроде того, родимый.
    – Дедушка, а что значит сугубо? Я только только к Богу пришёл, и многого ещё не знаю.
    – Не беда, родимый, узнаешь, главное – что пришёл.
    Глаза старичка смотрели на меня кротко и ласково. Какое то необъяснимое радостное волнение плавно охватывало меня.
    – Сугубо, сыночек, значит – усиленно, особо старательно, с сердечным усердием, стало быть. Господь, по человеколюбию своему, услышит твоё моление, и подаст Иринушке твоей здравия душевного и телесного. И, Пантелеимона попроси, великомученичка Христова. Он – жалостливый, многих целит, и жёнушке твоей поможет.
    – Дедушка! А, можно вас попросить за Ирину помолиться?
    – Помолюсь, родимый, помолюсь, и за болящую Иринушку и за мужа ея Алексия, раба Божия, помолюсь.
    – Алёшенька! Скорее миленький, уже «и ныне» запели, сейчас славословить будут! – Клавдия Ивановна звала меня с паперти.
    – Сейчас, иду! – отозвался я – Дедушка… – повернувшись, я обнаружил лишь пустую скамейку, старичок как то незаметно ушёл.
    – Клавдия Ивановна! – подбежав к ней, спросил я – вы не знаете старичка, с которым я сейчас на скамейке разговаривал?
    – Бог с вами, Алёшенька, я не видела с вами никакого старичка! Вы там один сидели!
    – А, как же…
    – После, Лешенька, миленький, после про старичков поговорим, сичас идёмте скорее, не то без нас славословить начнут!
    Мы торопливо вошли в храм.
     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:44 | Сообщение # 65
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Одновременно с нашем вхождением, в храме вспыхнули паникадила, загорелись скромные светильники по стенам, воцарилась полная тишина.
    – Слава Тебе, показавшему нам свет! – с искренним детским восхищением в голосе возгласил, стоящий в алтаре с воздетыми руками Флавиан.
    – Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение – тихо, затаённо радостно, зазвучало волнующее душу песнопение.
    Я, вместе со всеми стоящими в храме, замер, вслушиваясь в проникновенные слова этого Великого Славословия, исполненные невыразимой кротости, преданности и смирения:
    – Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, величия ради славы Твоея…
    Эти слова проникали в моё сознание, опускались в сердце, которое радостным трепетом отзывалось на призыв славить Любящего и возлюбленного Господа…
    – Господи, Царю Небесный, Боже Отче Вседержителю! Господи, Сыне Единородный Иисусе Христе и Святый Душе!
    Оттолкнувшись от взволнованно пульсирующего сердца, слова молитвы взлетали к устам, и уже невозможно было удержать их в себе, они рвались наружу, чтобы, хоть в виде робкого шёпота вознестись к престолу Того, Кому вся вселенная взывает:
    – Вземляй грехи мира, прими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси един свят, Ты еси един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, Аминь.
    Я пытался осознать и определить, обозначить словом, то удивительное состояние, в которое пришли мой ум, душа, чувства во время этой дивной молитвы. И, вдруг, понял – умиротворение. Оно нежданно сошло на меня, чудным образом примирив во мне ум и сердце, желания и мысли, собрав всё моё естество в единое целое, и направив его на восхваление Имени Божьего. И, всё существо моё было охвачено этим сладостным восхвалением, и насыщалось и услаждалось им, и черпало в нём мир, любовь и покой.
    Этот неизведанный мною доселе покой, заполнивший всего меня, был настолько драгоценен моей мятущейся в страстях душе, что я застыл, боясь спугнуть его, как застывает человек мучимый сильной головной болью, поймав то положение головы, в котором эта боль вдруг перестала ощущаться. Страшась потерять счастливую радость этого неземного покоя, стараясь удержать его как можно дольше, я волевым усилием сковал малейшие движения души, и, как сквозь сон, издалека, внимал, как возглашает Флавиан ектении, как хор вздымает могучее:
    – Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века!
    Блаженное состояние продолжалось и, когда закрылись царские врата, погас свет, и, когда все присутствующие в храме, вместе Флавианом, приклонив колена пред святым алтарём единым сердцем и едиными устами запели дивную мольбу Богородице:
    – Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево. Молений наших не тпрезри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная! Пресвятая Богородице спаси нас! Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!
    Небесный покой пребывал в моей душе и тогда, когда Флавиан, и с ним молящиеся переместились в правый угол придела к стоящей в глубине резного кивота высокой, ростовой иконе преподобного Сергия со врезанным в неё серебряным мощевичком с частицею святых мощей Радонежского Чудотворца, когда молящиеся вместе с хором начали петь пронзительно задушевную стихиру – Преподобне, Отче Сергие! Мира красоту и сладость временную возненавидел еси…, и когда, вслед за Флавианом, все начали подходить прикладываться к мощевичку на иконе, а затем под благословение к самому Флавиану, вставшему в нескольких шагах от святого образа.
    Я, как и все, пристроившись в конце мужской очереди и тихонько подпевая непрестанно льющееся из множества благочестивых уст: – Ублажаем Тя, преподобне Отче наш Сергие…, подошёл к старинному кивоту, перекрестившись, приложился к тёплому серебру мощевичка, затем, отшагнув в сторону, поднял глаза на просвечивающее сквозь смуглую олифу, священное изображение, и окаменел, как поражённый громовым ударом.
    С иконы, всё также кротко и ласково, на меня смотрел «старичок», с которым я разговаривал на скамейке.
     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:44 | Сообщение # 66
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    ГЛАВА 12. МОНАХИНЯ ЕЛИЗАВЕТА

    Постепенно я пришёл в себя. Мимо меня всё ещё продолжали проходить, уже заканчивающие прикладываться к иконе женщины, по всему храму гасили лампадки, церковь почти опустела. Дождавшись конца очереди, я последним подошёл под благословение к Флавиану.
    – Лёша, что то случилось? – внимательно посмотрев на меня спросил он.
    – Знаешь, отец Флавиан, я, кажется, как бы это сказать, перемолился, что ли…
    – А, в чём это выразилось? – сосредоточился Флавиан.
    – С час назад, я вышел посидеть на скамеечке, размышлял о своём, можно сказать – Господа вопрошал. И, вдруг ясно слышу ответ, произнесённый вслух. Смотрю, а рядом со мной старичок сидит, благообразный такой, и от него доброта вокруг так и льётся, и вида он какого то церковного, но не современного. Поговорили мы с ним немного, а, тут, меня Клавдия Ивановна к славословию позвала. Я тебя ещё хотел спросить про этого старичка после службы, уж больно он какой то необычный и добрый. А, сейчас подошёл к иконе Сергия преподобного, глянул, а на ней мой старичок изображён, и даже в одежде той же самой… Слушай, так бывает вообще, а? Или у меня уже, как это сейчас говорят «чердак протёк» или «крыша поехала»?
    Флавиан помолчал, потом вздохнул:
    – Бывает и так, Алексей, бывает… Ты теперь – третий, кого я знаю, из тех, кому преподобный Сергий лично являлся, вот как тебе сегодня. Одному в Лавре, в Сергиевом Посаде, он тогда ещё Загорском назывался, вернее – одной – рабе Божьей, и одному здесь. В грех зависти вводишь, брат Алексий – засмеялся Флавиан – я тут одиннадцать лет служу, а такого чуда, по грехам моим, не удостоился, а ты третий день, и на! – сам Игумен земли Русской посещением пожаловал! Ох, и любит же тебя Господь, Алёша!
    Он приобнял меня за плечи, встряхнул ласково, видя мою полную ошалелость.
    – Посиди тут, подожди, сейчас я разоблачусь и подойду.
    Скоро он вышел из алтаря вместе с матерью Серафимой, несшей перекинутым через плечо, какое то тонкое светлое облачение.
    – Благословите, батюшка, я вам, всё таки, ещё подглажу подризничек на завтра, а то вон низок чуть примялся, не благолепно.
    Хорошо, мать, Бог благословит, подглаживай, только сперва чайку нам поставь с Алёшей, мы скоро подойдём.
    – Благословите, батюшка!
    – Бог благословит!
    Флавиан с легким выдохом присел рядом со мной на лавочку, вытянул вперёд ноги, наклонившись, потёр ладонями коленки, поморщился:
    – Не было бы дождя, завтра, не то помокнем на крестном ходу…
    Взглянув на его вытянутые в разбитых войлочных «деревенских» тапочках ноги, я поинтересовался:
    – Болят?
    – Есть, малость. Наша «поповская профболезнь» – ноги, всякие там, артрозы, варикозы, тромбофлебиты и пр. Надо же и попам, как то спасаться, хоть ногами поболеть, слава Богу за всё! Алёш! Ты расскажи ка поподробней, что за разговор у вас с Батюшкой Сергием вышел?
    Я рассказал, практически – слово в слово. Флавиан сидел задумавшись.
    – Батюшка Флавиан, а кто, кроме меня, ещё здесь преподобного Сергия видел, не секрет?
    Да, нет, не секрет, тем более, что того человека здесь и нет уже давно. Лет восемь назад, у нас работала небольшая бригада маляров из К а, белили церковь известью, попутно подштукатуривая всякие выбоинки да трещинки. Было их четверо; отец за бригадира, два сына и зять, работящие, непьющие, ну и, не то чтобы верующие, но и не безбожники, профессионалы хорошие. Младшего из сыновей звали Олегом, год лишь, как из армии вернулся. Хороший, скромный работящий паренёк, а в миру себя не находил. Девчонки его как то не интересовали, гоняться за деньгами да материальным благополучием, тоже ему было не интересно. Его душа просила чего то большого, настоящего, серьёзного.

     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:44 | Сообщение # 67
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    И, надумал он в «контрактники» в Чечню податься. Родные отговаривают, а он – мне за Родину посражаться хочется, кто то же её должен защищать! Так и решил – после работы на церкви, отдохнуть недельку и в военкомат. А, так как был он парнем ловким и сильным, то отец его на самые высокие и неудобные места работать посылал, барабаны под куполами белить, шатёр колокольни и тому подобные. И, вот, было это как раз под Сергиев день, я в сторожке сидел, синодики переписывал, маляры колокольню добеливали, к празднику хотели успеть, слышу в открытое окошко, вроде крик и ударилось что то о землю. Вбегает ко мне бригадиров зять с круглыми глазами, кричит – Батюшка! Олежка наш убился, с колокольни упал!
    Я выскакиваю, конечно, бегом к паперти, а там Олег лежит на плитах распластанный, над ним отец и старший брат на коленях, однако, крови не видно. Тут моя Серафима подскочила, оттолкнула мужиков, врач, как никак, давай Олега осматривать да обслушивать. Потом, подняла голову, смотрит на отца Олегова и спрашивает:
    – А, упал то, он откуда?
    Тот отвечает: – Да, вон, с самого верху шатра, от второго окошечка, метров с двадцати двух примерно.
    Серафима уставилась на меня – Ничего – говорит – не пойму тогда.
    И, опять, давай Олега осматривать да ощупывать.
    Вдруг, упавший открывает глаза, улыбается радостно и говорит – мать Серафима, батюшка! А, как в Посад доехать?
    Мы ему, – Лежи, не шевелись, какой Посад, сейчас «скорую» вызовем! – мол, мало ли что человек в шоке сболтнёт.
    А, он – скок, и на ногах стоит! – Не надо «скорой», я весь целенький! – и улыбается во весь рот.
    Но, мать Серафима – кремень – заставила таки свозить в Т скй травмпункт на рентген, – не дай Бог, какие скрытые травмы. Старший брат его на своей «шестёрке» свозил, мать Серафима с ними ездила.
    Рентген ему там сделали, осмотрели, и, с руганью прогнали – С каких, мол, он у вас двадцати двух метров на каменные плиты упал?! Он и со стула на ковёр не падал! Ни синячка, ни ссадинки!
    Вернулись они, сели мы за столом в сторожке, чай пить, все вместе. Олег рассказал:
    – Как я на козырьке оступился, до сих пор и сам не пойму. Я, как раз, страховку от монтажного пояса отцепил и на неё ведро с известью повесил, чтобы удобнее было местоположение поменять, стал через козырёк переступать, и тут кроссовка соскользнула. Я только успел понять, что вниз лечу, и подумать – Конец!
    – Нет, Олег, не конец! – слышу. Вижу, что я стою на земле, но не здесь, а в другом каком то месте, на пшеничном поле, пшеница на нём высокая, и васильки яркие между колосьев, и монастырь вдалеке виднеется большой. Колокольню я хорошо запомнил, красивая такая, высокая, голубая с белой отделкой, и купол в виде чаши богатой с крестом. Рядом со мной старенький монах стоит, светленький весь такой, борода белая белая. Смотрит он мне в глаза, а мне так хорошо хорошо! Говорит он мне:
    – Это не конец, Олеже, это начало другой твоей жизни. Ты воином хочешь быть, Родину защищать – это хорошо. Но на Кавказ тебе ехать, воли Божьей нет. Христу сейчас другие воины нужны. Приезжай ко мне в Посад, я тебя воином Христовым сделаю.
    Сказал это, повернулся и пошёл к монастырю через пшеницу с васильками. Я, было хотел за ним, а тут, меня кто то толкает, открываю глаза – надо мной мать Серафима, вокруг все вы.
    Я, с полки икону преподобного Сергия достал, показываю Олегу.
    – Он? – спрашиваю.
    – Он! – и сияет весь.
    – Ну, тогда – говорю – бери, вот, листок бумаги и ручку, пиши как в Сергиев Посад проехать.
    Дня, через три они всю работу закончили, рассчитались и уехали. А, через полтора месяца, мне из Троице Сергиевой Лавры письмо пришло, коротенькое: «Помолитесь обо мне, батюшка. Принят в число братии Троице Сергиевой Лавры. Послушник Олег».
     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:45 | Сообщение # 68
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    А, ещё через три с половиной года, новое: «Помолитесь обо мне, отче Флавиане. Сподобился принять постриг в мантию с именем Сергий, во имя преподобного Сергия Радонежского».
    Вот так. Последний раз я виделся с ним в Лавре пару месяцев назад. Отец Сергий уже год, как иеродиакон.
    – А, что такое – иеродиакон?
    – Иеродиакон – значит – монах диакон. Если диакон «белый» то называется просто диакон, а если монах то иеродиакон.
    – Подожди, а что значит «белый»?
    – «Белый» значит – женатый. Всё духовенство в Церкви делится на «белое» – женатое, и «чёрное» – монашеское, «чёрное» – от цвета монашеских одежд. Потому и названия различаются. В белом духовенстве: диакон, заслуженный диакон – протодиакон, священник – иерей, заслуженный священник – протоиерей или протопресвитер. А, в монашестве, соответственно – иеродиакон, архидиакон, иеромонах, игумен, архимандрит. Кстати, высшее духовенство – епископы, поставляются только из монашествующих.
    – Тогда, батюшка, объясни мне, малограмотному, что такое монашество, я ведь о нём, как ты понимаешь, только из безбожных книг да фильмов что то знаю, и то, наверняка, всё неправильно.
    Флавиан помолчал, поглаживая свою седую редкую бороду.
    – Монашество, Лёша, это жизнь такая, особая, с Богом и в Боге. Само название «монах» от слова «моно» – один. То есть, один на один с Богом. Ещё монахов называют «иноки», то есть – иной, не такой как все.
    – Не такой, это значит – жениться нельзя и мясо есть?
    – Дело не в мясе, и не в женитьбе, Лёша, есть и вегетарианцы и завзятые холостяки, но это не делает их монахами. Монахов называют «земные ангелы, небесные человеки», ещё говорят: «свет миряном – монахи, свет монахам – Ангелы». То есть, жизнь монахов сравнивается с Ангельской.
    – А, в чём же это сходство?
    – Сходство в том, что смыслом жизни и Ангелов и монахов, их назначением, является служение Богу и исполнение Его святой воли. Причём и те и другие выбрали этот путь добровольно и сознательно.
    – Так, что же, все монахи святы как ангелы?
    – Нет, конечно, принятие монашества не залог святости и спасения, нельзя стать святым через совершение над тобою какого либо священнодействия или принятие на себя обетов. Только в некоторых еретических сектах учат, что – если ты стал их членом, то ты уже спасён. Но, ведь – «без труда не вынешь рыбку из пруда», а эта поговорка применима и в деле спасения души. Трудиться же над самим собой, над совершенствованием в заповедях Божьих необходимо всем, и мирянам и монахам.
    – Так для чего ж тогда принимать монашество, если и трудиться надо всем одинаково, да и спастись можно и в миру?
    – Вспомни, Лёша, когда ты влюбился в Ирину и начал встречаться с ней, ты ведь оставлял и откладывал другие дела ради встречи и общения с любимой? Почему?
    – Ну… потому, наверное, что общение с ней доставляло мне большую радость, чем всё остальное.
    – Правильно! Так же и монахами становятся те, для которых общение с Богом является радостью большей, чем все другие земные радости. В Евангелии, Христос говорит притчу о купце, ищущем хороших жемчужин, который, найдя одну жемчужину, прекраснейшую других, продаёт всё, что имеет, и становится её обладателем. Эта притча, можно сказать, напрямую относится к монахам. Есть много «драгоценных жемчужин» и в мирской жизни. Это и радость взаимной любви в христианском браке, счастье видеть выросших в вере и благочестии детей, удовольствия получаемые от честного труда, от празднования церковных и семейных праздников, и ещё многое, приносящее христианину радость сердечную и обогащающее его душу благодатью Святого Духа. Однако есть «жемчужина прекраснейшая» – непрестанная жизнь во Христе, доступная во всей полноте, лишь «продавшим всё», то есть отрешившимся от всех забот, страстей и радостей житейских, и погрузившимся в глубины богопознания. Это – монашество.
     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:45 | Сообщение # 69
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Ещё, монашество можно сравнить со «спецназом» в армии. Есть обычные войска, со своим уровнем подготовки и своими задачами, а есть части «спецназа», в которых уровень подготовки намного выше, тренировки длительнее и тяжелее, но и задачи, выполняемые «спецназом» тоже – особой важности. Так вот, если Церковь называют – Воинством Христовы, то монашество – «спецназ» этого воинства.
    – Хорошо, а какие же особые задачи выполняет этот монашеский «спецназ»?
    – В первую очередь, это – молитва за весь мир. Один Господь знает, что было бы со всем нашим миром, во что бы он уже выродился, если бы круглосуточная монашеская молитва не умилостивляла бы правосудие Божье, не низводила бы на наш падший мир Божественную милость и благодать Святого Духа.
    Второе, это – тот неоценимый монашеский опыт духовной жизни, совершенствования в добродетели и борьбы с падшими духами, который, будучи собран многими поколениями монашествующих, обобщён Святыми Отцами и изложен во множестве боговдохновенных книг Священного Предания. Этот опыт, став доступным миру, является помощью и руководством в духовной жизни всем ищущим духовного совершенства, как новым поколениям монахов, так и благочестивым мирянам.
    Третье, это – непосредственное воздействие на мир примером подвижнической жизни, словом научения, старческим окормленим множества душ достигшими совершенства подвижниками. Не говоря уже о том, что монастыри с древности были центрами грамотности, духовного просвещения и местом, где ищущие укрепление и наставления в благочестивой жизни миряне получали возможность приобщиться к сокровищнице духовного монашеского опыта, обрести утешения в скорбях, а, нередко, и прозорливое откровение Божьей воли или чудесное исцеление души и тела.
    – Ну, в общем, понятно… Ты, потому и не женился, чтобы стать монахом и служить только Богу и людям.
    – Да, нет, не совсем так, сначала я был женат.
    – Как? Ты был женат? На ком? А где твоя жена? Что же ты раньше об этом не говорил?
    – Да, в общем то, ты и не спрашивал, да, и к слову, как то, не приходилось.
    – Ну, ты даёшь! Прости, может я не туда лезу, просто мне важно понять, отчего так изменилась твоя жизнь, если для тебя это не слишком болезненно, расскажи!
    – Нет, уже давно не болезненно, напротив, даже радостно видеть на своей жизни удивительное проявление Божественного спасительного Промысла. Ты, может быть помнишь, меня, по окончании института распределили в престижный космический НИИ, с перспективой серьёзной научной карьеры. И, вправду, через полгода я уже руководил группой, работали по очень интересному направлению, я был «с головой» в работе. Вот, в эту нашу группу и прислали на стажировку Валентину, мою бывшую жену. Она была дочкой главного конструктора нашего НИИ, потому её и поставили в лучшую группу конструкторов на перспективное направление. Я её сначала не воспринимал как девушку, просто – стажёр К ва, и всё. А, она в меня с первого дня влюбилась, всячески показывала своё расположение, домашними пирожками угощала и т. д. Ну, ей, видно и папа намекнул, что я сотрудник с будущим, особенно в случае если на ней женюсь. Короче, на пятом месяце её стажёрства сыграли свадьбу в «Метрополе». А, ещё через месяц мне подарили привезённую из Франции Библию. Я открыл её, со свойственной мне придирчивостью начал читать, и… не закрываю до сих пор. Когда я понял, а это произошло достаточно быстро, что там написана Истина, я все силы ума и души бросил на то, чтобы разобраться во всём этом. Разобрался, уверовал в Бога, стал православным христианином. Сперва, и жена и начальство, сквозь пальцы смотрели на моё хождение в церковь, соблюдение постов, отсутствие на партсобраниях. Жена даже одно время подыгрывала, захаживала иногда в храм, носила антикварный крестик, даже согласилась тайно повенчаться, ради романтики. Потом моя растущая религиозность стала надоедать всем. Жена не понимала, почему нельзя ходить в посты по театрам и ресторанам, вступать в супружескую близость, почему я не гонюсь за материальными благами, не хожу с нею в гости к «нужным» людям, не «пробиваю» загранкомандировки. Последнее особенно раздражало её.
     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:45 | Сообщение # 70
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    С учётом возможностей тестя, мне достаточно было проявить лишь некоторую активность, и мы поехали бы на полтора года в Париж, город мечты моей бывшей супруги. А, я, вместо Парижа, тащил её в Псково печерский монастырь, в Троице Сергиеву Лавру, на Новый Афон, в Никольское к старцу схиархимандриту Гавриилу, ставшему впоследствии моим духовным отцом и наставившим на путь священнического и монашеского служения Богу. Словом дома росла напряжённость, на работе тоже. Жена стала чаще «отдыхать» без меня в компаниях таких же «элитных детей», ездить по дачам, загородным ресторанам и пр. В какой то из компаний она и встретила молодого французского микробиолога Симона, который так очаровался Валентиной, что, даже зная о её четырёхмесячной беременности, сделал ей предложение, и терпеливо ждал, пока уладятся все проблемы с разводом и оформлением выезда, и, уже потом, во Франции, усыновил рождённую Валентиной мою дочку.
    – Господи! Так у тебя и дочка есть?!
    – Была. Симон с Валентиной достаточно благополучно прожили четыре с половиной года в пригороде, столь желанного моей бывшей женой, Парижа, он прилично зарабатывал, она занималась воспитанием дочки и, родившегося уже от брака с Симоном, сына. А в восемьдесят шестом, двадцать восьмого августа по новому стилю, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, во время возвращения с Лазурного Берега из отпуска, их машина вылетела на встречную полосу под грузовик. Симон и дети погибли сразу, Валентина полторы недели была в коме. Первое, что она сказала, когда пришла в себя, было – «позовите мне русского православного священника». Священника позвали, она долго исповедовалась, причастилась. Полностью выздороветь она уже не смогла. Через полгода она умерла в Ш ском православном монастыре в Франции от кровоизлияния в мозг, успев перед смертью принять постриг. Если не забудешь, помолись иногда о упокоении приснопоминаемой монахини Елисаветы. Вот и вся история моего брака.
    – Да, дела! А, ты то как же?
    – А, я в тот же год, когда жена развелась со мною, поступил сразу во второй класс семинарии, за год экстерном сдал весь курс, принял постриг с именем Флавиан, и… теперь сижу вот здесь с тобою.
    – Батюшка! По второму разу чайник закипел! – голос матери Серафимы был сдержанно строг.
    – Пойдём, Алексей… – Флавиан со вздохом встал и попереступал с одной на другую на своих больных ногах.
    По дороге к выходу я остановился у свечного прилавка, положил на поднос деньги, взял с прилавка книжечку «Поминание», раскрыл на странице «О Упокоении», и на первой строчке написал печатными буквами – МОНАХИНИ ЕЛИСАВЕТЫ.
     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:46 | Сообщение # 71
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    ГЛАВА 13. ЛИТУРГИЯ

    Вернувшись на ночлег к Семёну, я застал хозяина на террасе, на той же резной табуреточке, ведущим неторопливый разговор с сидящим в «Мотином» креслице Дмитрием Илларионовичем.
    – Добрый вечер, Алексей! Знакомься со своим новым соседом по «гостинице» – добродушно приветствовал меня Семён.
    – Да, мы уже знакомы, Семён Евграфович! Имели удовольствие общаться сегодня. Присаживайтесь, Алексей!
    Я присел на услужливо подставленный мне радушной Ниной стул.
    – Мы, сейчас, Алексей, про шаровые молнии разговаривали с Семёном Евграфовичем – Дмитрий Илларионович повернулся, чтобы лучше видеть меня – Семён Евграфович считает их, чуть ли не живыми существами, и, возможно он не далёк от истины, так как природа их до сих пор наукой не объяснена.
    – Ну, вот, к примеру, Димитрий Илларионович, – заговорил Семён – был у меня такой случай, в молодости, с этой самой шаровой молнией. Пошёл я, раз, на охоту по осени, проходил полдня впустую, брёл потихоньку домой. Пасмурно было, морось в воздухе висела мелкая, холодало. Вышел я, как раз, на луга, за Гребёнкиным оврагом, и шёл в сторону дома. Глядь, а по полю, метрах в ста от меня, яркий бело жёлтый шар катится по воздуху, в полметре над землёй, мягко так поныривая, как на невысокой волне. Размером, думаю, с колесо УАЗика будет. И, катится этот шар параллельно моему ходу, чуть быстрее, чем я сам иду. Остановился я, стал глядеть на него, он тоже встал. И кольни меня тут шальная мыслишка – достану я этот шарик жаканом с ружьишка то моего, иль нет? Уже было и ружьё с плеча стянул. Смотрю, а шар, вроде как краснеть стал, совсем как солнце иногда на закате, и в мою сторону пополз. Ну, думаю – что то тут не то! Ружьишко обратно на плечо одел, перекрестился и «Отче наш» начал читать. Шар остановился, посветлел опять, потом, быстренько так покатился к середине поля, где дуб двухсотлетний стоял, могучий такой. Подкатился он к дубу и, как бахнет! У меня, за триста метров оттуда, аж уши заложило! Полыхнул дуб, как пересушенный стожок жарким летом, минут через двадцать только угольки дотлевали. Подумал я тогда – а, ну как стрельнул бы я? Испугался, что греха таить… Вот с тех пор я к этим «шарикам» огненным с большой опаской и отношусь, прямо ведь, как будто мысли мои он тогда прочитал, как вот это объяснить?
    – Так, наверное и объяснить, что – прочитал, добрый всем вечер! – невысокий, загорелый парень в военной рубашке без погон, в военных же брюках и ботинках взошёл на терраску.
    – Игорь Сергеевич! Приветствую вас, рад вас видеть! – обнял его Дмитрий Илларионович.
    – Здравствуй, Игорёк, что давно не был? – протянул ему руку Семён.
    – На ученья летали, молодых натаскивали, слава Богу, хоть сегодня вырвался. Игорь повернулся ко мне, протянул руку – Игорь, будем знакомы!
    – Очень приятно, Алексей. А, вы – военный лётчик?
    – Лётчик, капитан ВВС.
    – А почему вы так про молнии сказали, вы, наверное, что то знаете про них?
    – Не то, чтобы знаю, просто личный опыт имел, собственно через тот опыт и в Бога уверовал.
    – Расскажите, Игорь, садитесь вот сюда – Дмитрий Илларионович указал Игорю на кресло в котором только что сидел сам.
    – Что вы, Дмитрий Илларионович, ни в коем случае, мне вот здесь, на табуретке будет удобно! – Игорь присел на невысокий табурет.
    – Расскажу, это и вправду интересно. Было это, три с небольшим года назад, я только что в здешнюю часть перевёлся. Обычный тренировочный полёт, высота полторы тысячи, отрабатываю манёвр, вдруг, из вентиляционного отверстия в кабину влетает шаровая молния размером с крупный апельсин, облетает вокруг моей головы и зависает перед лицом. Что я тут успел передумать, вся жизнь вмиг перед глазами пролетела! Чётко понимаю – отлетался, старлей! Сейчас полыхнет и всё! И, тут заклинание вспоминаю, так я его тогда считал – «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» – у нас его многие лётчики в полку знали, и в экстремальных ситуациях читали, говорили – помогало! Причём и верующие читали и неверующие. Так вот, только я эту молитву произносить начал, шаровая стронулась, опять гермошлем вокруг облетела, и нырь в тоже отверстие, откуда появилась. Приземлился я, посидел в кабине, и пошёл у поварих в столовой выяснять – где тут церковь поблизости. Так и попал сюда, к батюшке. Вот и понимай, разумная шаровая молния или нет, но молитву она – точно понимает!
    – Игорёчек, миленький, покушаете с дороги? – Нина, по матерински ласково, тронула плечо лётчика.
    – Спаси, Господи, Нина Петровна! Опоздал немножко!
    Причащаться завтра собираюсь, а уже первый час ночи! Да, я, собственно, и не голоден.
    – И, то правда – встал Семён – засиделись малость, пора опочивать!
    Сена на Семёновом чердаке с избытком хватило на троих. Дмитрий Илларионович уснул сразу, лётчик Игорь, поставив подсвечниук на, заменявшую ночной столик, прялку, ещё какое то время дочитывал свои молитвы. Потом всё стихло.
    Ночью я внезапно проснулся. Ощущение нависшей беды охватило меня всего. В мозгу зуммером звенела мысль – Ирине плохо!
    На сердце стало тягостно до боли, грудь, словно обручем вжимало внутрь. Я встал со своего сенного ложа, стараясь не будить никого спустился с чердака, и вышел за калитку.

     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:46 | Сообщение # 72
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Ночь была дивная – тихая, тёплая, с волнующими запахами трав и цветов из Нининого палисадника. Соловьи заливались безумными серенадами, трещали какие то букашечки и жучки, пролетая проухала сова. Мне было тяжко и трудно. Рука механически потянулась к чехлу мобильника на поясе. Чехла с мобильным телефоном не было.
    – Тьфу! Он же в машине, в бардачке! Небось разрядился уже!
    Я быстрым шагом отправился к церкви.
    Мобильник разряженный валялся в бардачке незапертой «Нивы». В Москве бы так! Я подсоединил телефон зарядным шнуром к гнезду прикуривателя, включил, через 09 нашёл и набрал номер круглосуточной справочной Ирининой больницы.
    – Миронова? Ирина Витальевна? Одну минутку… Так, сегодня прооперирована, операция прошла успешно, температура в 21.00 была 38,1 – нормально для первого дня, завтра с 11 до 12.30 можете поговорить с лечащим врачом.
    – Спаси вас, Господи! Большое спасибо! Дай Бог вам всего самого наилучшего!
    – Пожалуйста, пожалуйста… всего доброго.
    Я вздохнул и прислушался к себе – тягостная тревога не ушла совсем, а сжалась, как бы «заархивировалась», и спряталась где то в уголке под сердцем.
    – Ну, ладно! – успокоил я сам себя – вроде бы всё в порядке, завтра позвоню доктору и узнаю подробности. Хватит паниковать, пошли спать!
    Уснул я почти сразу, и приснился мне сон.
    Вроде как, я сплю и, в то же время проснулся и просто лежу здесь же на сене, между Игорем и Дмитрием Илларионовичем. И, вдруг, входит на чердак моя Иришка, моложавая такая, радостная, светится аж, и присаживается около меня на корточки. Смотрит на меня с такой любовью, с такой нежностью, как, в первый день свадьбы… Протягивает к моему лицу ладошку, касается моей щеки кончиками пальцев. А, я всё вижу, но прикосновения не чувствую, хотя очень хочется эту ласку её руки ощутить. Потом она встаёт, с такой же нежной улыбкой машет мне рукой и поворачивается уходить. А, я хочу её задержать, пытаюсь подняться, кричу что есть силы… а, сам как онемелый и парализованный, ни шевельнуться, ни звука произнести не могу. И, такое отчаяние охватывает меня, что сердце просто рвётся на куски, боль нестерпимая… а Ирина уходит и растворяется на фоне окна. Я плачу от безысходности, скрежещу зубами от душевной муки, и… засыпаю.
    Проснувшись с первыми лучами солнца, я обнаружил, что помню этот сон до мельчайших подробностей.
    На дворе у колодца, с весёлым фырчаньем и поохиваньем, умывались, по пояс обнажившиеся Игорь и Дмитрий Илларионович, поливавшие друг друга по очереди из ведра студёной колодезной водой.
    – Алексей! С добрым утором! Идите к нам ополоснуться! Чудо, что за водичка – приветствовал меня Дмитрий Илларионович.
    – Спасибо, спасибо! Я ещё не созрел до моржа! – откликнулся я.
    – Алексей! – вышедший на крыльцо Семён позвал меня – ты ещё ничего с утра не кушал, воды не пил?
    – Нет, не успел пока!
    – И, хорошо, что не успел, батюшка тебя велел натощак в алтарь привести.
    – В алтарь?!
    – В алтарь. Зачем – не спрашивай – не знаю, так батюшка благословил, пойдём пораньше, мне надо в алтаре лампады зажигать. Батюшка, небось, уже в алтаре, хотя, опять, до двух часов ночи исповедовал.
    И, мы пошли в храм.
     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:46 | Сообщение # 73
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    По дороге, путаясь в своих мыслях я пытался разобраться происходящем. Флавиан велел меня привести в алтарь – почему? Ведь алтарь это самое святое место храма! Я понимаю – Серёженька! Тот – чистый ангелочек! Или тот же Семён – он, хоть и нагрешил в молодости, зато уже много лет ведёт жизнь благочестивую и праведную… А, я то! Только вчера на исповеди вылил на Флавиана всю «канализацию» опоганенной грехами души, показал ему всю свою мерзость и – в алтарь! Хотя, должно быть у Флавиана есть на это, какие то свои соображения, в общем, ему виднее… А, тут ещё сон этот… Надо будет про него спросить у Флавиана…
    Я не заметил, как мы подошли к церкви.
    Войдя в храм, я, вслед за Семёном, приложился к стоящей на центральном аналое иконе преподобного Сергия, затем поднялся по ступенькам у правого клироса на солею и… замер, не решаясь войти в оставленную для меня Семеном открытой невысокую дверь с изображенным на ней строгим Архангелом.
    Видя моё трепетное замешательство, Флавиан, внезапно заполнивший собою весь дверной просвет своей могучей фигурой в полном облачении, взял меня за руку, и, вводя в святой алтарь, негромко произнёс: – Раб Божий Алексий «внидет в Дом Твой, поклонится ко Храму святому Твоему», благослови его, Господи!
    Затем, повернувшись ко мне – сделай три земных поклона в сторону святого престола, Алёша – он указал на стоящий в центре алтаря, одетый в парчовые облачения высокий кубообразный престол со, стоящей на нём, небольшой, высотой в локоть, золотой церковкой. Я трижды поклонился.
    – Я хочу, Алёша, чтобы ты сегодня свою первую божественную Литургию провёл в алтаре. Стой вот в этом уголке, смотри, молись, не пытайся сразу понять головой всё, что здесь будет происходить, потом разберёшься и поймёшь. Просто отключись от всего что за этими стенами, общайся с Богом своим сердцем, проси Его обо всём, самом для тебя важном, в первую очередь о преображении твоей души Духом Божьим в душу христианскую, могущую вместить в себя Божественную любовь и нести её в мир.
    Я молча встал в указанный мне простенок.
    В это время, Семён заканчивал зажигать красивые разноцветные лампады на стоящем сразу за престолом высоком бронзовом «семисвечнике». Обтерев руки тряпицей, затем ополоснув их водою из висящего в противоположном от меня углу умывальника, и тщательно вытерев их полотняным, с вышивкой, рушником, Семён взял со столика, аккуратно сложенное облачение, повернув его кверху вышитым золотым крестом и подошёл к Флавиану.
    – Благослови Владыко во святый стихарь облещись! – Семён склонив кудлатую голову протяул своё облачение к священнику.
    – Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь! – Флавиан широким крестом осенив Семёна, положил руку на край стихаря. Семён, благоговейно поцеловав руку Флавиана и крест на стихаре, ловко развернул его и надел на себя, сразу преобразившись в сверкающего витязя.
    Дверь отворилась, и в алтарь светлым лучиком скользнул Серёженька, легко положив поклоны престолу, радостно обнявшись с громадиной Семёна, также легонько, словно порхая, благословившись на облачение в стихарь и облачившись в него.
    Флавиан стоял в левом дальнем углу алтаря, уткнувшись животом в край такого же как престол, кубообразного стола, тоже облачённого в расшитые крестами парчовые одежды. На этом столе слева от Флавиана высилась горка свежеиспечённых, пахнущих свежестью белого хлеба просфор, которые Флавиан брал по одной, маленьким, похожим на копьё ножичком, выкрашивал из них мелкие частички на стоящее перед ним золочёное блюдечко, одновременно прочитывая взглядом лежащие перед ним записки с именами живых и усопших. Затем «вынутые» просфоры складывались им в стоящую рядом на табурете плетёную корзину, изнутри обшитую чистой белой тканью.
    Ближняя ко мне боковая дверь алтаря отворилась, и в неё просунулась седая голова управлявшего хором старичка регента.
    – Батюшка! – громким шепотом позвал он – благословите часы начинать, певчие в сборе!
    Флавиан перекрестился, вздохнул, набрал в лёгкие воздуха, и громко возгласил – Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков!
     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:46 | Сообщение # 74
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    – Аминь! – откликнулся с клироса звонкий голосок Серёженьки – Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный, Утешителю, душе Истины… – завораживающим упругим ритмом полетело по храму переливающееся взволнованное чтение пение, как то легко, и, в то же время настойчиво мобилизующее внимание слушающих на молитву.
    В алтаре запахло ладаном, это Семён поднёс дымящееся кадило к Флавиану и в полупоклоне замер перед ним, держа кадило со снятой крышкой перед собою. Флавиан брал какие то предметы, крестообразно проводил ими над благоухающим кадильным дымом, затем ставил их перед собою, накрывал их, и красивую золочёную чашу вышитыми парчовыми покрывальцами, затем взяв у Семёна кадило, кадил всё это, кланяясь и проговаривая вполголоса какие то молитвы. Затем он, потянув за шнур, открыл завесу, и, также вполголоса читая какую то молитву начал кадить с четырёх сторон престол, затем, покрытые им сосуды, светящуюся изнутри стеклянную икону Воскресения Христова, стоящую в кивоте у восточной стены, и все иконы в алтаре.
    Кадильный дым был терпким и сладким, в его аромате ощущались смолистые запахи восточных благовоний, этот аромат навевал некое священное волнение, обращал мысли куда то в древность, в глубины бытия…
    Задумавшись, я не заметил, как Флавиан вышел из алтаря, позвякивание его кадила, изредка доносилось из храма, робко пробиваясь сквозь звонко торжественное чтение Серёженьки на клиросе.
    Воспользовавшись тем, что Семён подошёл к шкафчику рядом со мной и доставал оттуда какие то большие чёрные, похожие на угольные, таблетки, я тихонько спросил его – Семён! А, как называется вон тот второй стол, на котором сейчас сосуды покрывали?
    – Это – жертвенник. К нему, как и к престолу, только священник и диакон прикасаться могут, также, как и к сосудам, которые на нём стоят. На жертвеннике батюшка сейчас совершал «проскомидию» – по гречески – приготовление. Приготовлял, значит, Святые Дары. Сейчас они ещё не освящённые, просто – хлеб и вино, а, когда батюшка их на престоле освятит, станут – Тело и Кровь Христовы. Ради этого освящения, собственно Литургия и совершается. Ну, и причащения этими Святыми Дарами христиан православных, тех кто приготовился, конечно.
    В это время в алтарь вернулся Флавиан. Он покадил престол крестообразно, со стоны царских врат и отдал кадило Семёну, который с благоговейным поклоном принял его, поцеловав при этом руку Флавиана. Чтение на клиросе прекратилось, Серёженька, незаметно проскользнул в алтарь и встал около Семёна.
    Флавиан молча стоял перед святым престолом, опустив голову и закрыв глаза, заметно было, что он сосредоточенно молился.
    Но, вот он распрямился, глаза его блестели, он воздел руки вверх, словно готовясь принять в них, робеющего спрыгнуть с высоты ребёнка, и голосом, слегка прерывающимся от волнения, начал – Царю Небесный… приди и вселися в ны… устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою!
    Затем, приподняв над престолом большое старинное Евангелие в чеканном позолоченном переплёте, сотворил им в воздухе знамение креста и возгласил – Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!
    – Аминь! – прозвучало со стороны клироса.
     
    АлексаДата: Пятница, 04.06.2010, 17:47 | Сообщение # 75
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Дальше я рассказать не смогу. Передать то, что происходило во мне и вокруг меня в алтаре во время Божественной Литургии, теми словами, которыми я привык пользоваться – бессмысленно, всё равно как рассказывать о симфонической музыке на языке глухонемых. Да, и надо ли? Это можно только пережить самому. Могу лишь сказать, что я понял, что такое Небо, ибо я там побывал. Я слышал Евангельский голос Бога, я чувствовал присутствие Ангелов, я созерцал совершение Безкровной Жертвы священническими руками, я принял в себя Тело и Кровь распятого за мои грехи Христа. Сказать, что я был счастлив – ничего не сказать, мне просто открыли двери в Небо, и я побывал Там. Когда Семён вывел меня из алтаря, чтобы я причастился вместе с другими причастниками, я был удивлён, что есть земной мир, и ещё какая то жизнь. А, причастившись, я вернулся в алтарь, и только когда, закончивший служение Литургии, молебна и даже уже и панихиды Флавиан, разоблачался от священнических одежд, я начал осознавть что всё ещё способен чувствовать в своём теле земное притяжение. Флавиан молчал, лишь иногда спокойно взглядывая в мою сторону.
    – Отец Флавиан! Мне нечем тебя отблагодарить за то, что я получил сегодня… просто я теперь всё понял… прости, я не знаю как это выразить по другому. Слава Богу за всё!
    – Слава Богу, Алёша, слава Богу!
    Мы тихонько вышли из алтаря.
    – Батюшка! Мать Серафима зовёт вас к столу, все уже садятся – Серёженька лучился радостью и любовью.
    – Идём, именинничек наш, идём! – Флавиан нежно взъерошил его вихры.
    – Отец Флавиан! А, можно я не пойду за стол, посижу один в садике за храмом?
    – Ну, посиди, посиди, побудь один, я понимаю… Потом вместе чайку попьём.
    Я пошёл в сад, в ту самую резную беседочку среди жасмина и сирени, где я уже сидел недавно, хотя теперь мне казалось, что с того момента прошла уже не одна жизнь.
    Когда я садился в беседке на невысокую скамеечку, что то в кармане вызвало неудобство. Я привстал, сунул в карман руку и вытащил мобильный телефон. Куда то мне надо было позвонить? Я механически вызвал последний соединявшийся со мной номер и поднёс трубку к уху.
    – Справочная 16 той больницы, чем могу вам помочь?
    Какая больница? Чем мне там могут помочь? Ничего не пойму!
    – Алло, алло! Вы на проводе? Вас не слышно! Что вас интересует? Я разъединяюсь!
    – Подождите! – я вдруг всё вспомнил – я хотел узнать как там Миронова из второй хирургии?
    – Миронова? Ирина Витальевна? А, вы ей кто?
    – Как – кто? Муж! То есть, бывший муж, то есть… вобщем у неё всё равно других родственников нет! А, что случилось?
    – Одну минутку, сейчас я соединю вас с заведующим реанимационным отделением, ждите!
    Я тихонько присел, всё ещё не до конца «въезжая» в бурно ворвавшуюся ко мне мирскую жизнь.
    – Алло! Вы бывший муж Мироновой? – голос в трубке был до невероятности усталым – может, и хорошо, что бывший… Она фактически умерла.
    – Как умерла?! Что значит фактически?! Что за чушь? Я звонил ночью, всё было нормально!
     
    Форум » Есть желание развлечься? » Читаем, слушаем и смотрим » Александр Торик Флавиан Воцерковление – 2 (повесть) (Флавиан. Жизнь продолжается.Окончание.)
    Поиск:

    Copyright MyCorp © 2024