Пролетели новогодние праздники с традиционными мандаринами, елкой, салатом "Оливье", селедкой под шубой и... баней. Кто-то посетил ее вместе с героями фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!", а кто-то в новогоднюю ночь затопил настоящую баню с вениками. На эту "чистую" тему и пообщались корреспонденты "РТ" с постоянными читателями газеты.
Николай Соловьев , служащий (Чистополь): По личному опыту знаю, насколько роднее и желаннее баня, которую построил, натопил своими руками, и для меня банный день - это праздник души и тела, который начинается с потрескивающих в печи дров, уходящего в небо дымка. А потом - пьянящее наслаждение паром, жаром, душистым веником и ледяной водой. Так что банька для меня - неисчерпаемый родник здоровья, благодатная частица жизни.
Лилия Хатипова, менеджер по рекламе (Елабуга): Традиции ходить в баню 31 декабря у нас с подругами нет. Но баню мы очень любим и стараемся по возможности как можно чаще там бывать. Не открою тайну, если скажу, что баня для женщины - это своеобразный салон красоты и одновременно клуб общения. Если бы вы знали, как мы основательно готовимся к каждому походу туда - всевозможные баночки, пакетики - с удовольствием натираемся в парной солью, делаем медовые маски, завариваем травы. Возвращаясь домой, чувствуешь себя обновленной, молодой и свежей! Жаль, что в наши дни и баня становится роскошью. Чтобы пойти в нее всей семьей, нужно заплатить около 200 рублей плюс веники - в месяц получается около тысячи рублей. Поэтому радуемся приглашению друзей помыться в их собственной баньке.
Арина Авдеева, студентка (Альметьевск): Я, честно говоря, банные процедуры не очень люблю. По мне лучше в ванной с ароматной пеной поваляться или в сухой сауне посидеть. Несколько раз мылась в бабушкиной бане, так думала, сердце выпрыгнет из груди. Это ведь такая нагрузка на него. Возможно, я человек к этому не привычный, да и жар такой не люблю. Бабушка говорит, что просто в городе молодежь испортилась ваннами и душами. Может, это и так.
«Мы не знаем, что будет завтра. Наше дело - быть счастливыми сегодня» (Сидней Смит)
Сергей Иванцов, таксист (Зеленодольск): Мы с друзьями, как герои "Иронии судьбы", каждый Новый год традиционно затапливаем баню на даче. Там у нас есть зимний домик, ель прямо во дворе, ну и, конечно же, баня. А что еще нужно для хорошего новогоднего праздника! По традиции 31 декабря закупаем все необходимые продукты и едем туда числа до третьего. А что касается самой бани, так у нас целый ритуал существует. Сначала нужно помыться, затем хорошенько пропариться и для закалки обтереться снегом или облиться холодной водой, если лето на дворе. И так несколько раз. После этих процедур никакие болезни не страшны, чувствуешь себя так, словно заново родился. Конечно, человеку, не привыкшему к такому, лучше не пробовать, а то и простыть можно. А вот если постепенно закаляться, то чередование горячего и холодного только на пользу пойдет.
Евгения Кузина, стоматолог (Набережные Челны): Я сразу же вспоминаю песню Михаила Евдокимова: "Ах, баня, баня, баня, малиновый ты жар..." Давно я там не была. Своей нет, а в общественную идти как-то не хочется. Была за рубежом и в финской бане, и в турецкой, а все-таки с нашей, российской, они не сравнятся. Это ведь не просто мытье, а настоящее очищение и расслабление организма. В городских ваннах такого эффекта не будет. В бане поры открываются, все ненужное организму через пот выводится, а если на раскаленные камни капнуть немного эфирного масла, можно подышать этим паром и легкие свои подлечить.
Недаром ведь в давние времена в бане от самых разных болезней лечили. Главное, что, на мой взгляд, вредит банным процедурам, так это алкоголь. Особенно нельзя пить там крепкие алкогольные напитки, как некоторые это делают. С такой нагрузкой организм просто может не справиться. К сожалению, в наши дни баня все чаще стала местом для всевозможных гулянок, редко кто ходит туда для очищения и с лечебными целями, по крайней мере, из числа городских жителей. А ведь лучше всего после банных процедур выпить горячего чаю, заваренного с различными травами, и немного полежать, дать себе отдохнуть.
Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ., Марина СЕЛЬСКОВА., Геннадий АБРАМОВ
«Мы не знаем, что будет завтра. Наше дело - быть счастливыми сегодня» (Сидней Смит)
"В жизни, мирной или браной, У любого рубежа, Благодарны ласке банной Наше тело и душа."
А.Н.Толстой
"Без Петербурга да без бани нам как телу без души"
В.А.Гиляровский, в своей знаменитой книге "Москва и москвичи":
"Москва без бань не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал - это баня. Причем, <...> все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами."
Сообщение отредактировал Алекса - Пятница, 29.01.2010, 20:50
"Портки последние продай, но после бани выпей." "На воды посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна - молитва, деревенская изба, баня, каша и квас". - Суворов
П.В.Шумахер (XIXв):
"Лишенный сладостных мечтаний, В бессильной злобе и тоске, Пошел я в Волковские бани Распарить кости на полке.
И что ж? О радость! О приятство! Я свой заветный идеал - Свободу, равенство и братство - В торговых банях отыскал."
Примечательный факт привел в своих исторических исследованиях русский писатель Н. М. Карамзин: "Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он не русский."
Шаляпин
«Любил я с отцом, — вспоминает Шаляпин, — ходить в баню... Там мылись и парились мы часами; до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню: в какой бы город я ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился — и опять все сначала».
Николай Михайлович Карамзин
"Слово баня и в нашем новом Завете употребляется в смысле крещения".
Сообщение отредактировал Алекса - Пятница, 29.01.2010, 21:03
В народе российском прочно существовало поверье, что «баня все грехи смоет»
Камер-юнкер Берхольц
Живший во времена Петра I в Петербурге камер-юнкер Берхольц в своих записках о России пишет: «Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней по крайней мере, раз, если не два, в неделю...»
Царь Петр Великий
«Баня - лучшее средство поправить свое здоровье.»
В. А. Гиляровский
Он так описывает процедуру пребывания Пушкина в бане: «Поэт, молодой, сильный, крепкий, «выпарившись на полке ветвями молодых берез», бросался в ванну со льдом, а потом опять на полок, где снова «прозрачный пар над ним клубится», а там «в одежде неги» отдыхает в богатой «раздевалке», отделанной строителем екатерининских дворцов, где «брызжут хладные фонтаны» и «разостлан роскошный ковер...».
Александру Менделевичу Шаляпин писал: «Милая наша Москва! Несравненная!.. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя... Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах... О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение турецкая баня, - конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?»
Врач Риберо Санчес
Особенно интересно высказывание о русской бане испанского врача Риберо Санчеса (долгое время был врачом Елизаветы Петровны): «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага...»
Алексей Толстой
«Без бани нам как телу без души».
Макс Плотен
«Мы, немцы, пользуемся баней, как целебным средством»
Уроженец Курляндии Яков Рейтенфельс, живший в Москве в 1670-1673 годах, отмечает в записках о России:
"Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом".
Известный исследователь Леонид Васильевич Милов пишет в своей книге "Великорусский пахарь":
"Старательная крестьянская женка детей своих каждую неделю мыла раза по два и по три, белье каждую неделю на них переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала". Для всей семьи обязательна была еженедельная баня.
Реформатор Петр Великий поощрял строительство бань: за их постройку не взимались пошлины. "
Эликсиры хорошо, а баня лучше", - говорил он.
Известный французский писатель Теофиль Готье в своей книге "Путешествие по России" отмечал, что
В записках немецкого путешественника Айрамана, который пешком прошел от Кенигсберга до Нарвы и от Нарвы до Москвы, говорится:
"О банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно... В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие".
В конце XVIII века португальский врач Антонио Нуньес Риберо Саншес издал в Европе книгу "Уважительные сочинения о русских банях", где пишет:
"Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими издревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья так и для излечения многих болезней".
В роскошных Сандуновских банях, отмечает исследователь жизни Москвы Гиляровский, перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ о банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского:
"И Пушкина видел... любил жарко париться".
Сообщение отредактировал Алекса - Пятница, 29.01.2010, 21:32
"Единственное место, которое ни один москвич не миновал, - это БАНЯ". "Москва без бань - не Москва".
"Бани в Москве, как правило, строились у реки, чтобы быстро окунуться в воду, а потом - вернуться в жаркую парилку. Зимой же для этого специально делали проруби. "
Вот что пишет о московских банях А.А. Бирюков, мудрый знаток и ценитель банной процедуры:
"В начале XVIII века стояли возле Кузнецкого ряда ... у реки Неглинной, деревянные бани. Мылся в них торговый люд - кузнецы, грузчики, возчики. А на другой стороне Неглинной, неподалеку от Охотного ряда, топились бани Авдотьи Ламакиной. Каждый посетитель бани сам доставлял себе воду для мытья, черпая ее из Неглинной при помощи журавля".
Сообщение отредактировал Алекса - Пятница, 29.01.2010, 21:34
Описание бань можно встретить во многих произведениях.
О банях писали трактаты (Антонио Санчес, А. Фадеев, И. Полозов, Н. Знаменский, В. Лукьянов и др.) и научные труды.
Их описывали известные писатели (А. Толстой, М. Горький, Г. Марков, Л. Леонов и др.), поэты (А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Маяковский, А. Вознесенский, А. Твардовский и др.).
Очень точно описаны подготовка к банной процедуре и ее проведение в классическом русском варианте у Василия Шукшина в рассказе «Алеша Бесконвойный».
В книге Алексея Галицкого «Щедрый жар» увлекательно и подробно рассказывается о банных традициях разных народов, но особенно много внимания уделено описаниям традиций русской бани.
Известный специалист в области лечебной физкультуры и создатель отечественной школы спортивного массажа И. М. Саркизов-Саразини приводит описание Л. С. Пушкина о том, как он принимал банные процедуры и тифлисской бане в 1829 году.
Прочищая поры тела, парилка раскрывает и поры души Пошел ты в баню!
Конечно, когда так, как в заголовке, - тебя определенно посылают туда, куда ты вовсе не собирался. А если ностальгически-воспоминательно, то совсем другое дело. Пошел ты в баню в урочный час, а там близкие тебе люди и предвкушение праздника. Обязательная банно-процедурная часть как повод встретиться, со сладостным самоистязанием в адовом жаре парной, а в награду патрицианское расслабление - в простынях, как в тогах, - за пиршественными беседой и трапезой.
Старые стены На самом деле российские бани создавались вовсе не для того, чтобы в них пировать. Они - детище посконной нищеты и исторической судьбы, превративших города в большие деревни. Отечественная тоска по общинности проявилась тут в простодушной наготе. В принципе российская баня - то же самое, что общественный туалет. В его солдафонском, но с поправкой на российскую самобытность, преломлении, когда воинство должно быть вместе, идучи на рать и идучи с рати. Если в деревне, в бревенчатом срубе, пусть и по-черному, в чаду и дыму, человек обретался в изначальной ячейке общества - семье, то в городе, чтобы стать равным с другими, ему надо было раздеться догола перед всеми. И раствориться в туманной взвеси человеческого сообщества, где никто не видит друг друга и каждый занят своим делом.
Маленький человек, тщетно пытающийся поймать выскользающий из рук кусок мыла, - одна из лучших реприз клоуна Карандаша. Это человек между баней и домом, потерявшийся в большом городе, беззащитный обыватель. Еще мгновение назад ему было так хорошо, а вот стало совсем плохо. Но у него еще оставался кусок мыла, в отличие от зощенковского героя, который забыл свой обмылок в бане, а обратно его не пустили.
Зощенко впаяли постановление ЦК КПСС в 1946 году, а могли бы много раньше. Рассказ "Бани" написан в 20-х. Там все сказано про нашу жизнь - и про старую расейскую и про новую советскую, - про номерки на ноге за сданные вещи, про шайки, которые воруют из-под носа, про стирку подштанников, от которой такой шум стоит, что мыться неохота. "Какая баня? Обыкновенная. Которая в гривенник".
Театральные острословы, снижая пафос, таким образом говорили о своем всеобщем учителе - Станиславском. Может, не зря. Его коллеги, знаменитые актеры Елизавета и Сила Сандуновы, образовав свое дело - банное - почти на век раньше, чем российский гуру общедоступной сцены, тоже решили, что все начинается с вешалки. И в этом смысле сандуновская система не менее реформаторская в банном деле, чем система Станиславского в театре.
Это сегодня вы ни за что не попадете в банный комплекс, куда вход разрешен только избранным, а в Сандуновские бани со времен Дениса Давыдова и Пушкина Александра Сергеевича мог зайти каждый, кто заплатит за право воспользоваться роскошной вешалкой, а затем и всем прочим колонно-лепным великолепием. Чехов, живший по соседству, очень любил Сандуны и боялся лишь одного: вдруг опять встретит Сергиенко, а тот возьмет его за пуговицу и целый час начнет что-то рассказывать.
В первый раз я попал в Сандуны мальчишкой вместе с отцом, после войны, когда он вернулся с фронта. В бассейне плескалась голубая вода - как в море. Как только отворачивался служитель, отец вскарабкивался на плечи статуи-ныряльщицы, изогнувшейся на мраморных кончиках пальцев перед прыжком, и сигал вниз. А потом в буфете пил пиво и разделывал воблу, самые вкусные части давал мне. В буфете в виде ротонды, обрамленной колоннадой, стояли круглые столики, лежали на прилавке бутерброды с красной, черной, паюсной икрой.
Боюсь ошибиться, но, кажется, Сандуны начинали работать с восьми утра. Очередь надо было занять часа за два до открытия кассы. На руки давали не больше двух билетов. Поэтому, если тебя послали гонцом, твои товарищи должны были явиться к моменту расплаты. Билеты кончались минут за пятнадцать до открытия, при том, что стоили довольно дорого - восемь рублей по-старому.
Сандуновские бани были такими же общедоступными, как МХАТ. Отличие заключалось в том, что в театре раек, галерка - для студентов и прочей разночинной публики, здесь верхний ярус - полок - для всех, будь ты Григорий Новак, самый-рассамый чемпион и рекордсмен мира, или обыкновенный обыватель, ухвативший очередь за хвост.
У спортсменов еще не было своих реабилитационных центров, специальных баз, и Сандуны по утрам отдавались им на откуп. О Господи, попасть к первому пару с борцами или боксерами! Они выжигали своими бросками шаек в ненасытный зев печи не только последние капли кислорода, но и, кажется, все сущее на земле. И если ты трусливо пригибаешься к полу, это вовсе не значит, что ты не достоин быть с ними наравне. Просто они забрались туда, где могут быть только они. Через несколько минут и ты там окажешься. Всему свое время, но не поперек же батьки.
Хотя не одни лишь Сандуны отличались отменным паром. Например, были Строченовские бани, в одном из переулков за Серпуховской площадью. В парной Строченовских, когда умелец кидал под потолок в жерло печи четверть ковша крутого кипятка, надо было одновременно держать и слуховое окошко, и входную дверь. Ибо пар, вырвавшись на волю, обладал поистине неземной силой. "Ух!", которое не в силах воссоздать даже артельное бурлацкое горло, бухало, как взрыв, уже после того, как дверь и форточка вырывались из рук. Наверно, в Строченах надо было устроить так, чтобы окошко и дверь открывались вовнутрь - в отличие от принятых на Руси правил. Но Строченовских нет, как и Чернышей, названных так отнюдь не в честь великого русского критика. Располагались они на улице Станкевича, другого революционного демократа, который, кстати, не любил ни Чернышевского, ни Белинского, но теперь эта улица называется, как и во времена Станкевича, Вознесенским переулком.
Не только герои рязановской комедии "Ирония судьбы, или С легким паром" имели обыкновение собираться под Новый год в облюбованных ими термах. Любая мало-мальски устоявшаяся компания непременно имела свой банный клуб и встречалась там не только по праздникам. Хоть кто-то и продолжал жить в коммуналках и гордо не желал занимать очередь в общую помывочую, но большинство все же получило или газовую колонку, или горячую воду в малогабаритных ваннах. И бани каким-то сверхъестественным образом стали не менее популярными центрами общения, чем открывающиеся молодежные кафе и клубы. Однажды, встретившись на углу Горького и Пушкинской с известными футболистами, решившими слегка нарушить спортивный режим, мы думали, куда пойти на эти полчаса. Защитник предложил: в баню. На что нападающий изрек такую фразу: "Ну почему, чтобы выпить рюмку водки, надо раздеваться догола?" Это, и вправду, вопрос. И тем не менее банные посиделки в какой-то мере заменяли все другие формы общения.
Конечно, свою роль сыграла мода именно на такое общение. Я отвозил ребенка в школу к восьми часам, и до десяти, когда начинался рабочий день, мне себя было деть некуда. И я направлялся в Черныши - ровно посередине между школой и работой. Здесь, столкнувшись у двери парной с композитором Хачатуряном, сказал: "С легким паром, Арам Ильич!", будучи с ним незнакомым. Он жил по соседству, на улице Неждановой, ныне Брюсовом переулке. "И вам того же", - ответил он. Потом, встречаясь в театре или на концертах, мы здоровались, и я никак не мог отделаться от чувства, что с классиком мы на одной ноге. Всего лишь шаг через порог парной.
Обязательной частью банного ритуала было заключительное застолье, если можно назвать таковым раздачу закусок, завернутых в грубую желтую магазинную бумагу. Кусок "Отдельной" колбасы, банка частика в томате или вяленый лещ - под дружественные тосты все сметалось подчистую.