Зелёный Рай
Приветствую Вас Гость · Регистрация · Вход
Начинаем весенний марафон! Но помните: если человек не оправдал ваши ожидания, в этом нет его вины. Ведь это ваши ожидания.
Навигация


МЫ - online

Самое популярное
  • УГАДАЙКА (1510)
  • Дачная болталка- 2. (1499)
  • Всё о наших любимчиках - животных-2! (1499)
  • Всё о наших любимчиках - животных-3! (1495)
  • Всё о наших любимчиках - животных! (1486)

  • Дача

    Рецепты

    Открытки - фото

    Байкал - туристам

    Заходите!
    Логин:
    Пароль:

    Возраст Рая

    Статистика

    Счётчик ТИЦ PR
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 3 из 3
    • «
    • 1
    • 2
    • 3
    Форум » Есть желание развлечься? » Читаем, слушаем и смотрим » Статьи о бане. Впечатления, замечания. (От знаменитостей и любителей бани)
    Статьи о бане. Впечатления, замечания.
    АлексаДата: Вторник, 20.04.2010, 06:20 | Сообщение # 31
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Идите в баню

    Всякая душа бане рада»,- утверждает русская пословица. Следуя народной мудрости, баня всегда предлагается самым дорогим гостям в качестве настоящего праздника тела и духа. Видимо, именно для того, чтобы воспарить над всем суетным, почувствовать себя помолодевшим, как говорят, заново родившимся, люди и ходят в баню.

    В бане веник - дороже денег. Особый банных дух создает хлесткий веник, компактный, с удобным обхватом, заготовленный в начале лета или ранней осенью, пока не пожелтели листья на деревьях. Особенно хорош березовый из веток молодой, еще не цветшей, березки, но не хуже веники из дуба, липы, эвкалипта, пихты, можжевельника. Свежим веником парятся сразу, сухой помещают в холодную воду на 10-20 минут, а потом в горячую на несколько минут. После бани веник нужно промыть, а затем держать в сухом месте при комнатной температуре. В городских условиях веник хранят в морозильнике в полиэтиленовом пакете или на балконе.

    Добрая та речь, что в бане есть печь. Традиционная русская баня аскетична: стены, пол, потолок, полок да печка - каменка с булыжником или чугунка, возле которой и разворачивается основное действо. Лишнего наши предки в бане не держали, зато теперь кроме печки да полков, термометры, песочные часы, гигрометры, черпачки и ковшики для поддавания пара, запарники и купели – все из дерева без шероховатостей, без лака, краски и клея, чтобы только легкий запах древесины сосны, липы, березы витал в воздухе.

    Поддай парок да лезь на полок. Кульминация банной процедуры – парение с веником в аромате душистых трав – мяты, чабреца, эвкалипта, можжевельника, разбрызганных в виде настоя на раскаленные камни. Массаж веником улучшает кровообращение, перераспределяя кровь и лимфу, не только кожи, но и внутренних органов, повышает потоотделение, глубоко очищает кожу, делая ее гладкой и упругой. Но это все при условии умелого обращения с веником, особенно в жаркой парной при температуре 60 градусов. Азартное беспорядочное нахлестывание может привести к серьезным ожогам кожи, ухудшению самочувствия. Движения должны быть мягкими, с легкими касаниями, чтобы по телу разливалась сладкая истома, но никак не возникало ощущения наказания отмоченными розгами.

    С легким паром! Визит в баню обычно завершается посиделками за чаем, желательно травяным или обычным зеленым. Умение приготовить фирменный чай ценится едва ли не так же, как и умение создать хороший пар. В бане надо обязательно пить, а перед походом в баню неплохо съесть соленых орешков или сухариков, чтобы организм не терял слишком много жидкости. Для поддержания водного баланса, оздоровления и проведения ароматерапии наши предки оставили свой рецепт: “наешься луку, ступай в баню, натрись хреном да запей квасом”....

     
    АлексаДата: Вторник, 20.04.2010, 06:24 | Сообщение # 32
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline

    Осипова Н.Н.
    (Екатеринбург)

    Статьи
    В баню за настроением

    О пользе бани сегодня говорить не приходится. Баня - отличный источник здоровья, красоты и молодости. Одна моя знакомая сетовала: "Вот ведь, моей тётушке уже 45, а выглядит она максимум на 30, и всё потому, что каждую неделю в парную ходит, а мне 28, а я только сейчас стала в баню ходить. "Однако, баня приносит пользу не только оздоровительного характера, но и эмоциональную, поэтому идти туда за хорошим самочувствием просто необходимо.

    Давайте сейчас отправимся в одну из самых популярных сейчас бань - в финскую сауну. Эта баня абсолютно сухая, без пара, что позволяет температуре воздуха достигать 100 градусов. При такой температуре, с тем чтобы охладить кожу, из всех пор начинает выделяться пот, а вместе с ним и масса вредных веществ: различные кислоты и большое количество солей. Сосуды расширяются, нормализуется состояние нервной системы. Происходит очищение пор, отслаиваются ороговевшие кожные чешуйки.

    Показаны различные очищающие процедуры, такие например, как натирание кукурузной мукой с мёдом, массажи тела и многое другое. После таких процедур кожа становится упругой, подтянутой, молодой. Происходит общее омоложение организма, и при регулярности таких посещений, результат становится заметен на лицо. Нужно отметить, что после посещения бани, перед выходом на улицу, желательно смазать лицо кремом или увлажняющим лосьоном. Так что вперёд за здоровьем!

     
    АлексаДата: Вторник, 20.04.2010, 06:26 | Сообщение # 33
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Стомахин С.П.

    Статьи
    Банные веники

    Русская баня без веника и не баня вовсе - утверждают знатоки. И, правда, что за удовольствие от парной, если веничком не похлестаться? Так какой же веник выбрать?

    Березовый веник самый распространенный. Можно сказать, что он стал символом русской бани. Такой веник помогает при болях в мышцах и суставах после физических нагрузках, хорошо помогает при бронхитах. И еще одно немаловажное его достоинство: он хороший антисептик, если ваша кожа предрасположена к угревой сыпи, то березовый веник вам поможет сделать вашу кожу чистой.

    Дубовый веник рекомендуется гипертоникам, аромат дубовых листьев препятствует повышению давления. Полезен для людей с жирной кожей, он делает кожу упругой. Рябиновый веник усиливает возбуждение нервной системы. Проще говоря, бодрит. Так что пользоваться им лучше в первой половине дня.

    Липовый веник незаменим при простудных заболеваниях.

    Крапивный веник действует, так же как и березовый, только действие от крапивы гораздо сильнее. Замечательное средство от радикулита.

    Эвкалиптовый веник очень хорошо помогает при простуде, насморке, ангине. В парилке его можно просто прижать к лицу и дышать этим паром несколько минут. Правда париться этим веником довольно сложно: ветки тонкие и гибкие, чтобы не причинить боль надо тщательно рассчитать силу удара. Нужна сноровка. Это лишь маленькая часть из огромного многообразия такого, на первый взгляд, незатейливого инструмента...

     
    АлексаДата: Вторник, 20.04.2010, 06:27 | Сообщение # 34
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    C легким паром!

    Баня – не только удовольствие, но и незаменимое в нашем климате лечебное средство. При первых признаках простуды, мы бежим греться и "выгонять" болезнь. Помогает. Ещё как! По пристрастию к парной, сравниться с нами могут разве что финны. Для них еженедельный поход в баню всей семьей с детьми, а иногда даже с собаками – обязательный ритуал. Финская баня завоевала популярность во всем мире, и у нас многие предпочитают именно сауну потому, что лучше переносят сухой пар. Тому, кто собирается поправить здоровье и настроение в сауне, наверняка пригодятся советы опытных любителей финской парилки. - Перед посещением сауны ни в коем случае нельзя плотно есть, и принимать алкоголь.

    - Прежде чем войти в парную, примите душ и обязательно вымойте волосы. Женщинам можно нанести на волосы лечебный бальзам и повязать голову мокрым полотенцем.

    - Если вы вошли в парилку и почувствовали, что жар слишком сухой, возьмите ковш горячей воды и разбрызгайте воду по скамейкам, стенам и камням. Никогда не используйте для этого пиво! Потом выйдите на минуту-две из парной, плотно закрыв за собой дверь. Когда войдете в неё снова, ощутите приятный влажный пар.

    - Время, в течении которого нужно находится в парилке, индивидуально, - для кого-то и пяти минут будет достаточно, а кому-то и пятнадцати мало. Прислушивайтесь к своим ощущениям! Как только почувствуете дискомфорт, сразу же выходите из парилки и отдохните в предбаннике. Если есть бассейн, искупайтесь в прохладной воде, пейте пиво, сок, воду, но ни в коем случае не крепкие спиртные напитки.

    - Нормальная температура для сауны – 90-110 градусов. Слишком горячая сауна вредна!

    - Людям, страдающим сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, а также гипертоникам от сауны лучше отказаться вообще.

    - Самая лучшая сауна та, что топится дровами. Затапливать печь нужно как минимум за шесть часов до начала парки. Электросауна сушит кожу и волосы, но если принять меры предосторожности (кожу смазать кремом, а на голову мокрую банную шапочку или полотенце), то такая парилка доставит массу удовольствия.

    - После последнего захода в парилку примите душ. Женщинам рекомендуется смазать всю кожу увлажняющим кремом, а лицо питательным.

    - Самое приятное после сауны – это дать возможность телу и мыслям спокойно отдохнуть, поэтому не торопитесь сразу же бежать по делам.

    - Съешьте легкий ужин, выпейте сока или пива, отдохните в кругу семьи или друзей, а потом ложитесь спать – обязательно в свежую постель. Утром вы проснетесь другим человеком.

     
    АлексаДата: Вторник, 20.04.2010, 06:28 | Сообщение # 35
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Устройство мини-бани

    Всем известно, что баня это польза и удовольствия для души и тела. В связи с этим благоустройство бани поражает своим разнообразием. Например, некоторые люди оборудуют бани на прицепах своих авто, также бани есть в подводных лодках, судах и даже в космических кораблях. Кроме этого, любителями банных процедур, чтобы парится и мыться практически в любых местах была изобретена мини-баня. В этой статье мы рассмотрим 2 варианта устройства мини-бани с электрическим обогревом, которая будет размещаться в ванной комнате.

    Устройство мини-бани вариант №1:

    Монтируем съемный полок на двух брусьях на высоте 1-1,3 метра от пола или на 40 – 60 см выше ванной. Ширина полка должна быть от 55 см до 60 см. Чтобы подниматься на полок, необходимо использовать лестницу с резиновыми подпятниками, которую привяжем к полку веревкой. Затем устанавливаем электроплитку с камнями на подставку, которая устанавливается над раковиной. В свою очередь подставка должна иметь опору от пола, чтобы не повредить раковину.

    Устройство мини-бани вариант №2:

    Закрываем ванную съемными деревянными щитами, на которые можно становится. Для того, чтобы можно было положить ногу в поднятом положении, подвешивается оструганный палку или брусок на необходимом вам расстоянии от полка. Чтобы подниматься на ванную используем табурет или скамейку. Потолок и стены ванны обошьем оструганными досками, которые предварительно соберем в шит по размеру собираемой поверхности, для того, чтобы удобнее было монтировать и демонтировать их. В том случае, если доски не достаточно толстые, можно с обратной стороны подложить войлок, ватин и т.п.

     
    АлексаДата: Четверг, 22.04.2010, 20:27 | Сообщение # 36
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Владимир Алексеевич Гиляровский (1853 - 1935)
    О бане "Москва и москвичи". Сандуновские бани


    Сандуновские бани, как и переулок, были названы в начале прошлого века в честь знаменитой актрисы - певицы Сандуновой. Так их зовут теперь, так их звали и в пушкинские времена.

    По другую сторону Неглинки, в Крапивинском переулке, на глухом пустыре между двумя прудами, были еще Ламакинские бани. Их содержала Авдотья Ламакина. Место было трущобное, бани грязные, но, за неимением лучших, они были всегда полны народа.

    Во владении Сандуновой и ее мужа, тоже знаменитого актера Силы Сандунова, дом которого выходил в соседний Звонарный переулок, также был большой пруд.

    Здесь Сандунова выстроила хорошие бани и сдала их в аренду Ламакиной, а та, сохранив обогащавшие ее старые бани, не пожалела денег на обстановку для новых.

    Они стали лучшими в Москве. Имя Сандуновой помогло успеху: бани в Крапивинском переулке так и остались Ламакинскими, а новые навеки стали Сандуновскими.

    В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское "дворянское" отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, - каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского "Моэт" и "Аи".

    В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.

    Когда появилось в печати "Путешествие в Эрзерум", где Пушкин так увлекательно описал тифлисские бани, Ламакина выписала из Тифлиса на пробу банщиков - татар, но они у коренных москвичей, любивших горячий полок и душистый березовый веник, особого успеха не имели, и их больше уже не выписывали. Зато наши банщики приняли совет Пушкина и завели для любителей полотняный пузырь для мыла и шерстяную рукавицу.

    Потом в банях появились семейные отделения, куда дамы высшего общества приезжали с болонками и моськами. Горничные мыли собачонок вместе с барынями...

    Это началось с Сандуновских бань и потом перешло понемногу и в некоторые другие бани с дорогими "дворянскими" и "купеческими" отделениями...

    В "простонародные" бани водили командами солдат из казарм; с них брали по две копейки и выдавали по одному венику на десять человек.

    Потом уже, в начале восьмидесятых годов, во всех банях постановили брать копейку за веник, из - за чего в Устьинских банях даже вышел скандал: посетители перебили окна, и во время драки публика разбегалась голая...

    Начав брать по копейке за веник, хозяева нажили огромные деньги, а улучшений в "простонародных" банях не завели никаких.

    Почти все московские бани строились на берегах Москвы - реки, Яузы и речек вроде Чечеры, Синички, Хапиловки и около проточных прудов.

    Бани строились в большинстве случаев деревянные, одноэтажные, так как в те времена, при примитивном водоснабжении, во второй этаж подавать воду было трудно.

    Бани делились на три отделения: раздевальная, мыльная и горячая. При окраинных "простонародных" банях удобств не было никаких. У большинства даже уборные были где - нибудь во дворе: во все времена года моющийся должен был в них проходить открытым местом и в дождь и в зимнюю вьюгу.

    Правильных водостоков под полами не было: мыльная вода из - под пола поступала в специальные колодцы на дворах по особым деревянным лежакам и оттуда по таким же лежакам шла в реку, только метров на десять пониже того места реки, откуда ее накачивали для мытья...

    Такие бани изображены на гравюрах в издании Ровинского. Это Серебрянические бани, на Яузе.

    Отоплялись бани "каменками" в горячих отделениях и "голландками" - в раздевальнях. Самой главной красотой бани считалась "каменка". В некоторых банях она нагревала и "горячую" и "мыльную".

    Топили в старые времена только дровами, которые плотами по половодью пригонялись с верховьев Москвы - реки, из - под Можайска и Рузы, и выгружались под Дорогомиловым, на Красном лугу. Прибытие плотов было весенним праздником для москвичей. Тысячи зрителей усеивали набережную и Дорогомиловский мост:

    Самыми главными банными днями были субботы и вообще предпраздничные дни, когда в банях было тесно и у кранов стояли вереницы моющихся с легкими липовыми шайками, которые сменили собой тяжелые дубовые.

    В "дворянских" отделениях был кейф, отдых, стрижка, бритье, срезание мозолей, ставка банок и даже дерганье зубов, а "простонародные" бани являлись, можно безошибочно сказать, "поликлиникой", где лечились всякие болезни. Медиками были фельдшера, цирюльники, бабки - костоправки, а парильщики и там и тут заменяли массажисток еще в те времена, когда и слова этого не слыхали.

    В окраинных "простонародных" банях эта "поликлиника" представляла такую картину.

    Суббота. С пяти - шести утра двери бань не затворяются. Публика плывет без перерыва.

    В уголке раздевальной примащивался цирюльник, который без всякой санитарии стриг и брил посетителей. Иногда, улучив свободное время, он занимался и медициной: пускал кровь и ставил банки, пиявки, выдергивал зубы...

    "Мыльная" бани полна пара; на лавке лежит грузное, красное, горячее тело, а возле суетится цирюльник с ящиком сомнительной чистоты, в котором находится двенадцать банок, штуцер и пузырек с керосином. В пузырек опущена проволока, на конце которой пробка.

    Приготовив все банки, цирюльник зажигал пробку и при помощи ее начинал ставить банки. Через две - три минуты банка втягивала в себя на сантиметр и более тело.

    У цирюльников было правило продержать десять минут банку, чтобы лучше натянуло, но выходило на деле по - разному. В это время цирюльник уходил курить, а жертва его искусства спокойно лежала, дожидаясь дальнейших мучений. Наконец терпения не хватало, и жертва просила окружающих позвать цирюльника.

     
    АлексаДата: Среда, 02.06.2010, 18:17 | Сообщение # 37
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Владимир Алексеевич Гиляровский

    Баня

    Единственное место, которого ни один москвич не миновал, - это бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый не могли жить без торговых бань.

    В восьмидесятых годах прошлого века всемогущий "хозяин столицы" - военный генерал - губернатор В. А. Долгоруков ездил в Сандуновские бани, где в шикарном номере семейного отделения ему подавались серебряные тазы и шайки. А ведь в его дворце имелись мраморные ванны, которые в то время были еще редкостью в Москве. Да и не сразу привыкли к ним москвичи, любившие по наследственности и веничком попариться, и отдохнуть в раздевальной, и в своей компании "язык почесать".

    Каждое сословие имело свои излюбленные бани. Богатые и вообще люди со средствами шли в "дворянское" отделение. Рабочие и беднота - в "простонародное" за пятак.

    Вода, жар и пар одинаковые, только обстановка иная. Бани как бани! Мочалка - тринадцать, мыло по одной копейке. Многие из них и теперь стоят, как были, и в тех же домах, как и в конце прошлого века, только публика в них другая, да старых хозяев, содержателей бань, нет, и память о них скоро совсем пропадет, потому что рассказывать о них некому.

    В литературе о банном быте Москвы ничего нет. Тогда все это было у всех на глазах, и никого не интересовало писать о том, что все знают: ну кто будет читать о банях? Только в словаре Даля осталась пословица, очень характерная для многих бань: "Торговые бани других чисто моют, а сами в грязи тонут!"

    И по себе сужу: проработал я полвека московским хроникером и бытописателем, а мне и на ум не приходило хоть словом обмолвиться о банях, хотя я знал немало о них, знал бытовые особенности отдельных бань; встречался там с интереснейшими москвичами всех слоев, которых не раз описывал при другой обстановке. А ведь в Москве было шестьдесят самых разнохарактерных, каждая по - своему, бань, и, кроме того, все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами.

    Даже в моей первой книге о "Москве и москвичах" я ни разу и нигде словом не обмолвился и никогда бы не вспомнил ни их, ни ту обстановку, в которой жили банщики, если бы один добрый человек меня носом не ткнул, как говорится, и не напомнил мне одно слово, слышанное мною где - то в глухой деревушке не то бывшего Зарайского, не то бывшего Коломенского уезда; помню одно лишь, что деревня была вблизи Оки, куда я часто в восьмидесятых годах ездил на охоту.

    Там, среди стариков, местных жителей, я не раз слыхал это слово, а слово это было:

    - Мы москвичи!

    И с какой гордостью говорили они это, сидя на завалинках у своих избенок.

    - Мы москвичи!

    И приходит ко мне совершенно незнакомый, могучего сложения, с седыми усами старик:

    - Вас я десятки лет знаю и последние книги ваши перечитал... Уж извините, что позволю себе вас побеспокоить.

    Смотрит на меня и улыбается:

    - За вами должок есть! Я положительно удивился.

    - Новых долгов у меня нет, а за старые, с ростовщиками, за меня революция рассчиталась, спасибо ей! Так ему и сказал.

    - Да вот в том - то и дело, что есть, и долг обязательный...

    - Кому же это я должен?

    - Вы всей Москве должны!.. В ваших книгах обо всей Москве написали и ни слова не сказали о банях. А ведь Москва без бань - не Москва! А вы Москву знаете, и грех вам не написать о нас, старых москвичах. Вот мы и просим вас не забыть бань.

    Мы делились наперебой воспоминаниями, оба увлеченные одной темой разговора, знавшие ее каждый со своей стороны. Говорили беспорядочно, одно слово вызывало другое, одна подробность - другую, одного человека знал один с одной стороны, другой - с другой. Слово за слово, подробность за подробностью, рисовали яркие картины и типы.

    Оба мы увлеклись одной целью - осветить знакомый нам быт со всех сторон.

    - Вот я еще в силах работать, а как отдам все силы Москве - так уеду к себе на родину. Там мы ведь почти все москвичи. Вот почему нам и обидно, что вы нас забыли. Ваша аудитория гораздо шире, чем вы думали, озаглавливая книгу. Они не только те, которые родились в Москве, а и те, которых дают Москве области. Так, Ярославская давала половых, Владимирская - плотников, Калужская - булочников. Банщиков давали три губернии, но в каждой по одному - двум уездам, и не подряд, а гнездами. На Москву немного гнезд давал Коломенский уезд: коломенцы больше работают в Петербурге. Испокон века Москву насыщали банщиками уезды: Зарайский - Рязанский, Тульский - Каширский и Веневский. Так из поколения в поколение шли в Москву мужчины и женщины. Вот и я привезен был десятилетним мальчиком, как привозили и дедов, и отцов, и детей наших!..

    Когда еще не было железных дорог, ребятишек привозили в Москву с попутчиками, на лошадях. Какой - нибудь родственник, живущий в Москве, также с попутчиком приезжал на побывку в деревню, одетый в чуйку, картуз с лаковым козырьком, сапоги с калошами, и на жилете - часы с шейной цепочкой.

    Все его деревенские родные и знакомые восхищались, завидовали, слушая его рассказы о хорошей службе, о житье в Москве. Отец, имеющий сына десяти - двенадцати лет, упрашивал довезти его до Москвы к родственникам, в бани.

    Снаряжают мальчонку чуть грамотного, дают ему две пары лаптей, казинетовую поддевку, две перемены домотканого белья и выхлопатывают паспорт, в котором приходилось прибавлять года, что стоило денег.

    В Москве мальчика доставляли к родственникам и землякам, служившим в какой - нибудь бане. Здесь его сперва стригут, моют, придают ему городской вид.

    Учение начинается с "географии". Первым делом показывают, где кабак и как в него проникать через задний ход, потом - где трактир, куда бегать за кипятком, где булочная. И вот будущий москвич вступает в свои права и обязанности.

    Работа мальчиков кроме разгона и посылок сливалась с работой взрослых, но у них была и своя, специальная. В два "небанных" дня недели - понедельник и вторник - мальчики мыли бутылки и помогали разливать квас, которым торговали в банях, а в "банные" дни готовили веники, которых выходило, особенно по субботам и накануне больших праздников, в некоторых банях по три тысячи штук. Веники эти привозили возами из глухих деревень, особенно много из - под Гжели, связанные лыком попарно. Работа мальчиков состояла в том, чтобы развязывать веники.

    В банях мальчики работали при раздевальнях, помогали и цирюльникам, а также обучались стричь ногти и срезать мозоли. На их обязанности было также готовить мочалки, для чего покупали кули из - под соли, на которые шло хорошее мочало. Для любителей бралось самое лучшее мочало - "бараночное", нежное и мягкое, - его привозили специально в московские булочные и на него низали баранки и сушки; оно было втрое дороже кулевого. В два "небанных дня" работы было еще больше по разному домашнему хозяйству, и вдобавок хозяин посылал на уборку двора своего дома, вывозку мусора, чистку снега с крыши. А больше всего мальчуганам доставалось и работы, и колотушек от "кусочников".

    Это были полухозяева, в руках которых находились и банщики, и банщицы, и весь банный рабочий люд, а особенно эксплуатировались ими рабочие - парильщики, труд которых и условия жизни не сравнимы были ни с чем.

    С пяти часов утра до двенадцати ночи голый и босой человек, только в одном коротеньком фартучке от пупа до колена, работает беспрерывно всеми мускулами своего тела, при переменной температуре от 14 до 60 градусов по Реомюру, да еще притом все время мокрый.

    За это время он успевал просыхать только на полчаса в полдень, когда накидывал на себя для обеда верхнее платье и надевал опорки на ноги. Это парильщик.

    Он не получал ни хозяйских харчей и никакого жалованья. Парильщики жили подачками от мывшихся за свой каторжный труд в пару, жаре и мокроте. Таксы за мытье и паренье не полагалось.

    - Сколько ваша милость будет! - было их обычным ответом на вопрос вымытого посетителя.

    Давали по - разному. Парильщики знали свою публику, кто сколько дает, и по - разному старались мыть и тереть.

    В Сандуновские бани приходил мыться владелец пассажа миллионер Солодовников, который никогда не спрашивал - сколько, а молча совал двугривенный, из которого банщику доставался только гривенник.

    Парильщики не только не получали жалованья, а половину своих "чайных" денег должны были отдавать хозяину или его заместителю - "кусочнику", "хозяйчику".

    Кроме того, на обязанности парильщика лежала еще топка и уборка горячей бани и мыльной. "Кусочник" следит, когда парильщик получает "чайные", он знает свою публику и знает, кто что дает. Получая обычный солодовниковский двугривенный, он не спрашивает, от кого получен, а говорит:

    - От храппаидола... - и выругается.

    "Кусочник" платил аренду хозяину бани, сам нанимал и увольнял рабочих, не касаясь парильщиков: эти были в распоряжении самого хозяина.

    "Кусочники" жили семьями при банях, имели отдельные комнаты и платили разную аренду, смотря по баням, от двадцати до ста рублей в месяц.

    В свою очередь, раздевальщики, тоже не получавшие хозяйского жалованья, должны были платить "кусочникам" из своих чаевых разные оклады, в зависимости от обслуживаемых раздевальщиком диванов, углов, простенков, кабинок.

    "Кусочники" должны были стирать диванные простыни, платить жалованье рабочим, кормить их и мальчиков, а также отвечать за чистоту бань и за пропажу вещей у моющихся в "дворянских" банях.

     
    АлексаДата: Среда, 02.06.2010, 18:17 | Сообщение # 38
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Владимир Алексеевич Гиляровский

    Баня (продолжение)

    Революция 1905 года добралась до "кусочников". Рабочие тогда постановили ликвидировать "кусочников", что им и удалось. Но через два года, с усилением реакции, "кусочники" опять появились и существовали во всей силе вплоть до 1917 года.

    Бичом бань, особенно "простонародных", были кражи белья, обуви, а иногда и всего узла у моющихся. Были корпорации банных воров, выработавших свою особую систему. Они крали белье и платье, которое сушилось в "горячей" бане. Делалось это следующим образом. Воры "наподдавали" на "каменку", так, чтобы баня наполнилась облаком горячего пара; многие не выдерживали жары и выходили в мыльню. Пользуясь их отсутствием, воры срывали с шестов белье и прятали его тут же, а к вечеру снова приходили в бани и забирали спрятанное. За это приходилось расплачиваться служащим в банях из своего скудного содержания.

    Была еще воровская система, практиковавшаяся в "дворянских" отделениях бань, где за пропажу отвечали "кусочники".

    Моющийся сдавал платье в раздевальню, получал жестяной номерок на веревочке, иногда надевал его на шею или привязывал к руке, а то просто нацеплял на ручку шайки и шел мыться и париться. Вор, выследив в раздевальне, ухитрялся подменить его номерок своим, быстро выходил, получал платье и исчезал с ним. Моющийся вместо дорогой одежды получал рвань и опорки.

    Банные воры были сильны и неуловимы. Некоторые хозяева, чтобы сохранить престиж своих бань, даже входили в сделку с ворами, платя им отступного ежемесячно, и "купленные" воры сами следили за чужими ворами, и если какой попадался - плохо ему приходилось, пощады от конкурентов не было: если не совсем убивали, то калечили на всю жизнь.

    Во всех почти банях в раздевальнях были деревянные столбы, поддерживавшие потолок.

    При поимке вора, положим, часов в семь утра, его, полуголого и босого, привязывали к такому столбу поближе к выходу. Между приходившими в баню бывали люди, обкраденные в банях, и они нередко вымещали свое озлобление на пойманном...

    В полночь, перед запором бань, избитого вора иногда отправляли в полицию, что бывало редко, а чаще просто выталкивали, несмотря на погоду и время года.

    В подобной обстановке с детских лет воспитывались будущие банщики. Побегов у них было значительно меньше, чем у деревенских мальчиков, отданных в учение по другим профессиям.

    Бегали от побоев портные, сапожники, парикмахеры, столяры, маляры, особенно служившие у маленьких хозяйчиков - "грызиков", где они, кроме учения ремеслу, этими хозяйчиками, а главное - их пьяными мастерами и хозяйками употреблялись на всякие побегушки. Их, в опорках и полуголых, посылали во всякое время с ведрами на бассейн за водой, они вставали раньше всех в квартире, приносили дрова, еще затемно ставили самовары.

    Измученные непосильной работой и побоями, не видя вблизи себя товарищей по возрасту, не слыша ласкового слова, они бежали в свои деревни, где иногда оставались, а если родители возвращали их хозяину, то они зачастую бежали на Хитров, попадали в воровские шайки сверстников и через трущобы и тюрьмы нередко кончали каторгой.

    С банщиками это случалось редко. Они работали и жили вместе со своими земляками и родственниками, видели, как они трудились, и сами не отставали от них, а кое - какие чаевые за мелкие услуги давали им возможность кое - как, по - своему, развлекаться.

    В праздники вместе с родственниками они ходили на народные гулянья в Сокольники, под Девичье, на Пресню, ходили в балаганы, в цирк.

    А главное, они, уже напитавшиеся слухами от родных в деревне, вспоминая почти что сверстника Федьку или Степку, приехавшего жениться из Москвы в поддевке, в сапогах с калошами да еще при цепочке и при часах, настоящим москвичом, - сами мечтали стать такими же.

    Родные и земляки, когда приходило время, устраивали им кредит на платье и обувь.

    Белье им шили в деревне из неизносимого домотканого холста и крашенины, исключая праздничных рубашек, для которых покупались в Москве кумач и ситец.

    На рынке банщики покупали только опорки, самую необходимую обувь, без которой банщику обойтись нельзя: скоро, и все - таки обут.

    В работе - только опорки и рванье, а праздничное платье было у всех в те времена модное. Высший шик - опойковые сапоги с высокими кожаными калошами.

    Заказать такие сапоги было событием: они стоили тринадцать рублей. Носили их подолгу, а потом делали к ним головки, а опорки чинились и донашивались в бане.

    Верхнее платье - суконные чуйки, длинные "сибирки", жилеты с глухим воротом, а зимой овчинный тулуп, крытый сукном и с барашковым воротником. Как и сапоги, носилось все это годами и создавалось годами, сначала одно, потом другое.

    Мальчики, конечно, носили обноски, но уже загодя готовили себе, откладывая по грошам какому - нибудь родному дяде или банщице - тетке "капиталы" на задаток портному и сапожнику.

    В ученье мальчики были до семнадцати - восемнадцати лет. К этому времени они постигали банный обиход, умели обращаться с посетителями, стричь им ногти и аккуратно срезывать мозоли. После приобретения этих знаний такой "образованный" отрок просил хозяина о переводе его в "молодцы" на открывшуюся вакансию, чтобы ехать в деревню жениться, а то "мальчику" жениться было неудобно: засмеют в деревне.

    Готовясь жениться, произведенный в "молодцы" отправлялся на Маросейку, где над воротами красовались ножницы, а во дворе жил банный портной Иона Павлов.

    Является к Павлову "молодец" со своим дядей, давним приятелем.

    - Ион Павлыч! Вот молодцу надо бы построить тулупишко, чуйку и все иное прочее... женить его пора!

    И построит ему Иона Павлыч, что надо, на многие годы, как он строил на всех банщиков. Он только на бани и работает, и бани не знали другого портного, как своего земляка.

    Вся постройка и починка делалась в кредит, на выплату. Платили по мелочам, а главный расчет производился два раза в год - на пасху и на рождество. Так же было и с сапожником. Идет "молодец" с дядей в Каретный ряд к земляку - сапожнику.

    - Петр Кирсаныч, снимика мерку, жениться едет!

    Снимет Петр Кирсаныч мерку полоской бумаги, пишет что - то на ней и спрашивает:

    - Со скрипом?

    - Вали со скрипом! - отвечает за него дядя.

    - Подковать бы еще, дядь, на медненькие, - просит "молодец". - Кованые моднее!..

    - Ладно. А как тебя зовут?

    - Петрунька.

    Царапает что - то сапожник на мерке карандашом и, прощаясь, назначает:

    - Через два воскресенья в третье привезу!

    Уже три поколения банщиков обслуживает Кирсаныч. Особенно много у него починок. То и дело прибегают к нему заказчики: тому подметки, тому подбор, тому обсоюзить, тому головки, а банщицам - то новые полусапожки яловочные на резине для сырости, то бабке - костоправке башмаки без каблуков, и починка, починка всякая, Только успевай делать.

    У каждого заказа надпись, из каких бань и чья обувь. Летом в телегу, а зимой в сани - розвальни запрягает Петр Кирсаныч немудрого старого мерина, выносит с десяток больших мешков, садится на них, а за кучера - десятилетний внучек.

     
    АлексаДата: Среда, 02.06.2010, 18:18 | Сообщение # 39
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    В бане и после бани.

    Любовь Аверьянова

    Утром бабушка говорила дедушке: «ты бы, Егорыч, баньку затопил».
    Но Алёнка и тётя Катя ушли в Саранск, а когда вернулись, бабушка, сидящая на скамейке возле дома сообщила им: «Мужики уже попарились, идите в баню и возьмите с собой девочек. Когда вошли в дом, Алёнка увидела, что дедушка, папа, дядя Лёша, сидели за столом раскрасневшиеся и играли в карты. Папа обернулся и сказал ей. – где ты гуляешь, Иди скорее в баню, там уже женщины моются. Алёнка, тётя Катя и тётя Лариса собирали чистое бельё себе и малышам, и большеньким уже девочкам, Катюхе и Наташке,
    - А где Светка, спросила папу Алёнка.
    - Она уже там, - не отрываясь от игры сказал папа. Тётя Люба ещё с Максимом не мылись, - сказал им дядя Лёша, - крикните их.
    Они открыли соседнюю дверь и крикнули: «Люба, пойдём!» «Сейчас, - ответила та, Максима уговариваю, он не хочет «с бабами» идти, говорит большой уже!»
    - Я те дам «большой», - крикнул дядя Лёша, - ну-ка собирайся скорей!
    Максим слушался отца и пошёл бормоча, что он уже большой и с «бабами» не будет ходить, это в последний раз…
    В бане Нина мыла свою Катюшу, а Надя Вовку, она со смехом сказала на то, когда только что вошедшая, Люба со своим Максимом рассказала о том, что Максим не хотел идти «с бабами», - моему Вовке ещё и двух нет, но он туда же, говорит Витюха с «мужиками» пошёл и я тоже. Она сполоснула чистый водой Вовку и вышла в предбанник его одевать, слышно было, как она спросила его «один дойдёшь?» «Заходите быстрее, а то баня остынет!» - это она уже крикнула Алёнке и тёте Кате с тётей Ларисой. В бане стало тесно, но веселее. Смех, шутки, прибаутки. Светка парила веником Катюху и приговаривала: «баня парит, баня правит, баня всё исправит!»
    Катюха визжала: «ой, мамочка, жарко!». «Я здесь, терпи!» - смеялась тётя Лариса. Алёнка тёрла спину тёте Кате. Тётя Лариса мыла голову Наташке, та тоже завизжала «мама, мыло в глаза попало!» «и ты терпи!» - приказала и ей тётя Лариса.
    Наконец всех детей помыли одели и проводили. Слышно было, как Светка кричит «я разные тапочки одела!» «а я – кричала Катюха,- наверно в Наташкиных носках!» Дети ушли и в бане сразу стало тише. Женщины домывались, Надя уже одевалась в предбаннике, как услышали голос бабушки: «я вам не помешаю?» «Нет, - сказала тётя Надя, мы почти уже вымолись и сейчас пойдём, тебя Катя помоет». Алёнка тоже вышла в предбанник и вытираясь полотенцем спросила бабушку.
    - Малыши все дошли?
    - Все! – ответила бабушка.
    - Чем там мужики занимаются, всё в карты играют? - спросила Алёнка бабушку.
    -Нет, там кино по телевизору идёт, они все смотрят.
    Тётя Люба, тётя Лариса, тётя Надя и тётя Нина были раскрасневшиеся и Алёнке показалось, что она не встречала таких красивых женщин...
    Мужчины смотрели кино. Витюха, Вовка, Светка, Катюха и Наташка пили на кухне чай. Максим сразу кинулся к Катюшке и стал отнимать жвачку, которую она нашла на краю печки. Он с криком «Это моя жвачка!Отдай!» - полез драться. Вовка с платком на голове и красный после бани кричал : «Я тоже хочу жвачку!»
    - Сейчас всем раздам по жвачке, - сказала тётя Надя. Витя, Светка, Катюха и Наташка сразу бросили пить чай и тоже пришли в этот кружок. Тётя Надя раздавала «жвачки», в это время зашли тётя Катя и бабушка. Алёнке было хорошо со всеми, она ещё не взрослая и уже не маленькая. Ей скоро будет пятнадцать.
    1994....2009г.г...Любовь Аверьянова

     
    АлексаДата: Вторник, 12.10.2010, 15:39 | Сообщение # 40
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Ода русской бане

    Вот и наступил банный денек! Все это время вы находитесь в состоянии радостного нетерпения, душа и тело стремятся в парную. Ну наконец-то! Печь-каменка истоплена, камни раскалены, вода согрета, помещение парилки охвачено сухим жаром. Пора! Войдя в хорошо натопленную и выстоявшуюся баню, вы будете сразу же погружены в пучину приятного, сухого, жаркого воздуха, пока еще не насыщенного ароматами разнотравья. Пахнет слегка лишь сосновой смолой от бревенчатых стен, дымком сгоревших дров да березовым листом от распаренных веников.

    Пора плеснуть на раскаленные камни полковшика отвара лекарственных трав, медовой водички или кваску — и тогда в бане разольется такой аромат, какого не учуешь и в парфюмерной лавке. Время начинать париться! Прежде всего окатываешь полок холодной водой, надеваешь на сухую голову толстый фетровый колпак и забираешься на полок. Подкладываешь под лицо распаренный свежий веник и, вдыхая его дух, пахнущий березовой рощей, лежишь и нежишься в приятном, обволакивающем тебя тепле. Жар в парной устанавливаешь по своему желанию, по своему самочувствию, поддавая на камни периодически или квасом, или отваром на лечебных травах, настоем на мяте, вишневых листьях... Вода на раскаленных камнях мгновенно испаряется и превращается в сухой пар, создавая в бане необходимый жар.

    Наконец вы прогрелись так, что обильный пот стекает ручейками. Вы вволю надышались запахами меда, хлеба, разнотравья. Пора браться за веник. Спускаешься с полка, окатываешься из ушата прохладной водой, затем наливаешь в него холодную воду и ставишь на полок. На руки обязательно нужно надеть сухие, плотные брезентовые или кожаные рукавицы, поддаешь на камни еще ковшик воды и снова забираешься на полок. Начинается священнодействие веником! Хорошо распаренный веник мягкий, пахнет весенним березовым лесом (дубовым, липовым). Хороши также колючие еловые или можжевеловые веники, источающие невообразимый аромат!

    Париться сначала надо легонько, навевая веником на себя горячий воздух и касаясь им чуть-чуть тела. Постепенно вы привыкаете к жару и начинаете входить во вкус, удары веником усиливаются — пошла настоящая банная утеха! Хорошо также париться с товарищем: ложитесь на живот, а товарищ двумя вениками начинает безжалостно похлестывать и растирать все ваше тело от плеч до ног. Веники обжигают кожу, но ваш товарищ, окуная их в холодную воду, все хлещет и разминает ваше тело. Наконец, поочередно исхлестав друг друга, вы сваливаетесь с полка, сбрасываете рукавицы и колпак и с наслаждением выливаете на себя 2—3 ушата холодной воды. Укладываетесь на низко расположенную прохладную лавку, подкладываете под голову ароматный веник и начинаете блаженно отдыхать. Если баня расположена на берегу речки, озера или пруда, то приятно и полезно прямо с полка прыгнуть на одну-две минуты в бодрящую прохладу воды. Люди закаленные, крепкого здоровья, могут зимой даже барахтаться в сугробах пушистого, свежего снега. Тело малиновое, источает жар, все в пару, и надо сразу же опять бежать в парную попариться, прогреться. Это удовольствие могут позволить себе только люди богатырского здоровья.

    После парной можно наконец помыться, окатиться чистой, прохладной водой, надеть халат и отправиться на отдых в предбанник. Там вас ожидает туесок с ядреным квасом, кувшины с брусничной или клюквенной водой. Дома, после баньки, хорошо всей семьей посидеть за самоваром, попить чайку с баранками, с медом, вареньем. Чайку попьешь так, что не одно полотенце смочится потом и вся рубаха. Хоть выжимай!

    Вот что представляет собой русская баня, любимая нашим народом с незапамятных времен и незаслуженно, пренебрежительно подзабытая последние годы в России под натиском увлечения финской сауной. Нет, дорогие, русская баня — это вам не финская сауна! Русская баня — это симфония пара и веника, фейерверк ароматов и запахов, целительница, изгоняющая из человека многие недуги, предохраняющая его от болезней и преждевременной старости.

    Регулярная, не реже одного раза в неделю, русская баня молодит организм, выводя из него все ядовитые вещества и шлаки, дает отличную гимнастику сердечно-сосудистой и нервной системе. С русской баней «лет до ста расти нам без старости»!

    Источник

     
    АлексаДата: Вторник, 12.10.2010, 21:22 | Сообщение # 41
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Михаил Афанасьевич Булгаков

    Банные дела

    КРЕ-ДИ-ТОВ НЕМА!

    На ст. Сагуны Ю.-В. ж. д. есть баня. Бедная! Одинокая! Ни одна живая немытая душа не заглядывает в нее.

    Почему? - спросите ПЧ ст. Евстратовка, коему банный котел послан для ремонта еще в январе месяце. Он насупится и изречет:

    - Кре-ди-тов нема!

    А потом - скороговоркой шепотом:

    - Управление задерживает!

    И он прав. Нужно поторопить почтенное управление, чтобы оно разрешило, наконец, кредит на ремонт старого котла или же на покупку нового.

    Рабкор 210.

    ЧТО ПРОИСХОДИТ НА СТ. АНДИЖАН СР. A3. Ж. Д.

    Баня разваливается.

    Рабочие чешутся, срывая с немытого тела полуторавершковые пласты грязи.

    ПЧ благодушно щурится на солнышко и гладит свое чистое белое тело (у него есть баня на другой станции).

    Все это происходит под одобрительное молчание управления.

    Рабкор 644.

    ЧЕТЫРЕХЛЕТНЯЯ ВОЛОКИТА

    Происходит она на ст. Лиозно Ор.-Вит. ж. д. Предмет сей волокиты - баня. Камень преткновения ее - ремонт.

    Уже несколько раз подвозили материалы, открывали и закрывали кредиты.

    Уже 13 раз служащие протоколами общих собраний взывали к помощи учкпрофсожа. Уже 2 раза писали в "Гудок".

    Но... воз и ныне там. Материал, подвезенный для ремонта бани, гниет.

    Лиозновцы в количестве 120 человек обрастают грязью.

    А волокита торжествует. По чьей вине - неизвестно.

    Вот на выяснении этого мы и настаиваем. Булавка.

    РАССКАЗ ОСКОРБИТЕЛЯ НРАВСТВЕННОСТИ

    Меня схватили на ст. Бахмач М.-К.-В. ж. д., когда я в голом виде среди бела дня бежал по платформе. Но я не виноват. Чесслово, не виноват! Пускай читатель будет мне судьей.

    Я приехал на эту станцию - на Бахмач, значит, по делам. Время - неважно.

    Ну и захотел помыться. Гляжу - баня. Зашел.

    Батюшки-светы. Как оттуда шибанет вонью, дымом! Да ветер сквозь стены: У-у-у! У-у-у! Одначе я себя пересилил. Разделся.

    Холод в бане. Гляжу - тридцативедерный чан с водой. А кругом человек пять местных. Смеются чего-то. Ты, говорят, водичку эту с почтением набирай! Мы ее из колодца через раздевальную таскаем! Взялся, значит, шайку погрузил в чан, вынул... караул!

    Запрыгали оттуда лягушки, ящерицы... Да на живот мне... да по ногам...

    Разве я виноват, читатель! Разве ты не сделал бы то же самое! Правдивость рассказа удостоверяю "Зоркий"

    ПЧ "УЩЕМИЛ"

    Теплотехника ст. Обидино С. В. ж. д. постановила:

    - Отпускать для бани топлива 0,50.

    Но ПЧ-2 распорядился иначе:

    - Глупости! Не 0,50, а 0,12! Хватит и этого! Да! Вот еще что! С этой самой секунды пускай служащие сами топят баню. Рабочей силы больше не буду давать.

    Теперь, значит, баню можно топить только раз в месяц. Да еще сколько времени надо ухлопать на каждую топку.

    Обидинцы горюют.

    Мы им сочувствуем и просим у ПЧ объяснений по данному вопросу.

    2000 ЧЕЛОВЕК БЕЗ БАНИ

    На ст. Гудермес СКОПС - 700 работников транспорта. Вместе с семьями - 2000 человек.

    Бани не имеется.

    СКОПС, очевидно, и не думает построить ее. Он достаточно ясно намекал на ограниченность своих средств и на жесткое расходование кредитов. Напомним СКОПСу о следующем.

    - Ему предоставлено право заключать локальные договоры с октранами, и пар. 53 пункт "Услуги ПКПС коллективного генер. договора" постройку бань предусматривает.

    Пусть СКОПС примет соответствующие меры. П. К. П.

    "РАСПОРЯДИЛСЯ"

    - Есть баня на разъезде Ящицы Зап. ж. д.?

    - Есть!

    - Моются в ней?

    - Никак нет!

    - Не удивляйтесь! Баня разрушена. ПЧ-4 "распорядился" ее починить, но не дал материалов.

    Мало того, - даже не указал, где их взять.

    Вот поэтому рабочие не моются уже 4 месяца. Вот поэтому мы обращаем внимание ПЧ на то, что ему нужно быть более энергичным и распорядительным.

    Рабкор 719.

    НА ВЕС ЗОЛОТА

    Что делают эти белые голые люди? Почему они сиротливо сидят в предбаннике ст. Мурманск Мурман. жел. дор.?

    - Шш! Они дожидаются горячей воды. Они не уверены, что таковая сегодня будет.

    Пожалей их, читатель! Если даже они дождутся этого счастья, им предстоит долгое 2-часовое ожидание в очереди. Ибо, горячая вода в сей бане - на вес золота.

    Дело в том, что управление не желает увеличить котлы для нагревания воды.

    А это необходимо.

    Рабкор 545.

    ПЧ-11, ПРИМИ МЕРЫ!

    ПЧ-11 Зап. ж. д.! Почему ты не разрешаешь соединить водопроводом баню, находящуюся на ст. Ацвеж, с гидравлической колонкой, которая находится тут же на расстоянии 60 саженей?

    Ведь у ПЧ-2 имеются для этой цели трубы и все приспособления.

    Они валяются на дворе и ржавеют.

    Всей работы здесь - на одну неделю - для одного рабочего.

    ПЧ-11! Подумай о том, что двое рабочих таскают воду для бани вручную - за 60 саженей. И таскают ни больше ни меньше как по 100 ведер.

    Рабкор 543.

    БАННОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Халатное отношение администрации к банным неурядицам опирается, очевидно, на летнее время.

    Зачем, дескать, баня теперь?

    Помылся в речке или в пруду - вот и чист! Вот и правила гигиены и санитарии соблюдены!

    Чтобы рассеять это вредное заблуждение, мы дадим небольшую справку из области медицины.

    Наше тело дышит не только при помощи легких. Дыхание совершается и через кожу - через бесчисленное множество пор. Через поры же удаляются в виде пота все ядовитые вещества, выделяемые нашим организмом.

    Что же наблюдается, если происходит закупорка пор?

    Ответом на это служит такой случай.

    В средние века, в Риме для украшения одного празднества взяли мальчика и сделали из него золотую статую - позолотили всю поверхность его тела.

    И что же? Через некоторое время несчастливый мальчик умер в страшных мучениях. Позолота всей кожи закупорила поры и остановила кожное дыхание и выделение ядовитых веществ организма.

    Грязь тоже забивает поры, и выделяемый пот остается там же. Здоровью наносится незаметный, но тяжкий ущерб.

    И только горячая вода может восстановить нарушенное кожное дыхание, холодная вода жирного пота не смывает.

    Поэтому сторонники холодной воды, они же - банные волокитчики - должны с этим считаться и принять все меры, чтобы рабочие могли пользоваться банями.

    М. Мишев

    "Гудок", 9 июля 1924г.

    Источник http://www.masterimargarita.com/stories/index.php?p=8

     
    Форум » Есть желание развлечься? » Читаем, слушаем и смотрим » Статьи о бане. Впечатления, замечания. (От знаменитостей и любителей бани)
    • Страница 3 из 3
    • «
    • 1
    • 2
    • 3
    Поиск:

    Copyright MyCorp © 2024