Они располагаются на пересечении Кёнигштрассе и Литауер Валльштрассе (теперь - ул. Фрунзе и Литовского вала).
Автором проекта этих ворот был, как считается, архитектор Ф. Штюлер.
На этом месте ранее были месте Гумбинненские ворота, их построили русские инженеры во время семилетней войны. А еще ранее здесь стояли Кальтхофские ворота, которые снесли в 1717 году.
Через эти ворота в город торжественно въезжал Наполеон. Наполеон кстати был некоторое время влюблен в Кенигсбергскую любимицу народа королеву Луизу. Она ответила отказом на его притязания в качестве любовника, что сильно оскорбило императора . в дальнейшем этот отказ дорого обошелся городу.
Да и в принципе эти ворота использовались для парадных въездов и выездов сильных мира сего.
Но все это было давно. Вернемся к 1843 году. 30 августа был торжественно заложен первый камень новых Королевских ворот. На этом событии присутствовала вся знать, включая конечно самого Фридриха Вильгельма. Его называли королем-романтиком,, поэтому его собственноручное закладывание камня никого не удивило, это действие было в его духе.
По желанию короля ворота имели черты неоготики. Ворота создавались в полном соответствии с требованиями фортификации. Стены имеют толщину 2 метра, своды- 1.5 метра.
В трёх фасадных нишах были помещены - лицом к городу - фигуры Оттокара Богемского, короля Фридриха I и герцога Альбрехта. Кто же эти ребята?
Оттокар Богемский, чешский король, считается основателем Кенигсберга. Вроде как он во главе крестового похода тевтонского ордена захватил это место и основал здесь Кенигсберг. Было ли это на самом деле или это легенда, никому не известно. Но многие историки считают, что было так.
Фридрих I – первый король Пруссии ( Кенигсбрег долгое время был столицей Пурссии). Короновал себя и супругу 18 января 1701 года.
Герцог Альбрехт - последний великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии . Был одни из величайших деятелей своего времени. Именно при его правлении было положено начало экономического, политического и культурного развития в Пруссии.
Король Пруссии хотел, чтобы ворота не только выполняли транспортную и фортификационную функцию, но и имели эстетическую ценность.
В 1850 году король Пруссии лично присутствовал на церемонии освещения ворот.
Время шло, прогресс неумолим, появились автомобили и пришлось по обеим сторонам ворот снести валы - так освободилось место, в том числе и для движения трамваев.
В апреле 1945 года во время штурма Кенигсберга ворота являлись одним из опорных оборонительных пунктов. По ним отчаянно долбали из артиллерийских орудий и миномётов. В итоге была разрушена часть декоративных башенок, повреждены скульптуры.
После войны ворота были брошены на произвол судьбы и постепенно разрушались.
Однако в 1960 году ворота все таки были взяты под охрану государства, но ни о какой реставрации и речи быть не могло.
Окончательно Королевские ворота восстановили лишь в 2005 году к 750 летию города.
Это требовало больших финансовых затрат и помощи всех жителей. Кто то нес остатки камня, по фрагментам которого восстанавливали все остальные, кто то обломки статуи. Так, по крупицам ворота собирали как конструктор.
Сейчас в них располагается музей. Вот некоторые экспозиции.