Джуд
Jude
Мелодрамы
Режиссер: Майкл Уинтерботтом
В ролях: Кристофер Экклстон, Кейт Уинслет, Лиам Каннингем, Рейчел Гриффитс, Джун Уитфилд, Вернон Добчефф
Великобритания, 1996, 123 мин.
От прокатчика: Иногда любовь может стать для влюбленных настоящей трагедией. Джуд и Сью безумно любят друг друга, но у каждого из них своя семья: у него жена, вынудившая Джуда жениться на себе и постоянно его обманывающая, у нее — грубый муж, постоянно ее унижающий. Влюбленные вынуждены встречаться тайком, но их счастье недолговечно. О тайной связи Джуд и Сью узнают жители.
Информация от прокатчика, сразу скажу, довольно бредовая и, мало того, что не отражает и десятой части смысла фильма, она еще и перевирает факты.
Но, не стану спойлерить.
Фильм снят по книге Томаса Харди «Джуд незаметный» (1896). Автор больше известен своим произведением «Тэсс из рода д’Эбервилей. Я не читала первоисточник и теперь уже не буду, не хочу ещё раз переживать эту историю.
Нет, не потому, что фильм плохой или скучный. Как раз по другой причине – он слишком реалистичный и цепляющий за душу. Лично мне эта история причинила боль. Ещё раз это испытывать я не буду.
История начинается весьма неспешно, события с ленностью, разморённой летней жарой, мухи сменяют друг друга, мягко обволакивают зрителя какими-то мыслями о смысле бытия.
Я, например, начала рассуждать о том, насколько сложно в то время было вырваться из привычного круга жизни, из цикличности быта своей семьи. Человек был фактически обречен повторять привычный уклад жизни своих родителей с незначительными изменениями. То есть, родился ты в семье, скажем, овощевода – овощеводить тебе до скончания веков. Не было почти никакой возможности выбиться, так сказать, в люди. Ты мог стать богатым овощеводом, мог остаться бедным, мог занять золотую середину, но ты всё равно оставался только лишь овощеводом. Можно было мечтать о генеральском чине, о мореплаваниях, но утром вставать и идти на поле возделывать свои растения. Со временем создать семью, наплодить кучу ртов, которые тоже станут овощеводами. И так по кругу. Какая-то ужасающая безысходность. Собственно, это слово приходило мне на ум в течение всего фильма. И лишь единицы пытаются выбраться, стараются, карабкаются, приносят тяжелейшие жертвы, но потом всё возвращается на круги своя, человек смиряется с этой безысходностью и течёт по жизни. И лишь одному из нескольких тысяч удаётся вырваться, и лишь один из миллиона достигает цели. Но люди пытались, боролись. Сейчас же, в наших реалиях, люди имеют огромный выбор путей жизни, могут менять её и, тем не менее, предпочитают плыть по течению и довольствоваться тем, что само придёт. Какая-то чудовищная кривизна в сознании людей.
И вот, предаваясь подобным мыслям, я с интересом и каким-то мрачным настроением следила за судьбой героя. Как вдруг появились лучики надежды, вся картина осветилась предчувствием любви, самым её рождением. Любовь, как это часто бывает, не могла самоопределиться – она счастливая или несчастная, разделённая или не очень. Изменчивая как капризная женщина она металась от одной формы к другой пока, наконец, не постановила – да, я разделённая любовь, пусть эти двое несчастных побудут вместе.
Всё моё существо расслабилось, потекли кадры семейной жизни. Как это полагается, со своими взлётами и падениями, с жизненными неурядицами. Всё это заставляло сопереживать героям, но не врезалось в сердце.
И вдруг, в самый неожиданный момент меня как - будто ударили под дых. Я увидела себя со стороны – расширившиеся от ужаса глаза, пойманный рукой крик. Это какой-то сюр, так не должно быть! – хотелось закричать мне. Это самый страшный кошмар психически здорового человека. И весь остаток фильма, как по накатанной, рос ком боли и отчаяния. Сердце рвалось на части за каждого участника этой истории.
Фильм, определённо, получился, даже слишком. Если картина вызывает такой эмоциональный отклик и оставляет такое горькое послевкусие, то, конечно, он получился, только пересмотреть его не хочется. Вероятно, когда-нибудь, может быть, захочется ещё раз проанализировать свои чувства и смотреться он будет иначе, и эмоции будут тише, потому что будешь знать, чего ожидать, но в ближайшее время я этот подвиг не повторю.
Пожалуй, по содержанию картины я больше ничего не скажу, не хочется лишать вас «удовольствия» самим всё это прочувствовать.
Поговорю-ка я об участниках процесса. Майкл Уинтерботт никогда ранее не вызывал у меня желания снять шляпу, да что там, он вообще не вызывал у меня никаких желаний, среднего качества картины, на мой взгляд. Ну, разве что «Поцелуй бабочки» вспомнить…Нет, и его не буду вспоминать. После просмотра этого его творения, я хочу преклонить колено, не ожидала, честно. Не скажу, что великолепная режиссура, но точно, отличная.
Кейт Уинслет. Как всегда – браво! Если учесть, что в 1996 –м она была еще далека от статуса супер-звезды, опыта куда меньше, это уже не браво, это – брависсимо! Ей удалось показать три, фактически, разных образа. В первой части – красивая, обладающая мужским умом, свободная, лёгкая, взбалмошная, безрассудная, элегантная, женщина. Во второй – измотанная мать семейства, с ещё вспыхивающей надеждой на лучшие времена, ещё любящая открыто и с радостью, безропотно разделяющая с мужем все тяготы. В третьей это уже не женщина – это сгусток отчаяния, боли, самоистязания, самобичевания, отрешенности от мира, отказа от радостей жизни, ужасающая деформация личности. Браво, Кейт!
Кристофер Экклстон. Неплохой актёр. Но раньше я как-то не обращала внимания на его потенциал, здесь же, Крис задел меня за живое как зрителя. Его герой абсолютно ясен, чисто по-мужски проявляет эмоции, порой скупо, порой, когда становится невыносимо, с перекошенным от боли лицом. Он борется, борется до последнего, за мечту, за свои идеалы, за любовь….Да….за любовь….Здесь до самого конца…
«Ты же сказала - Джуд, никогда не прекращай попыток – помнишь, Сью, ты помнишь??!!» (с)
Всё….. :c_03:
Зы. Фильм на английском языке с субтитрами. По крайней мере, я другой вариант не нашла. Хотя, я и не сильно искала, я люблю смотреть оригинал.
Автор рецензии - Танечка. "ЗР" |