Такое кино необходимо смотреть хотя бы для того, чтобы мозг работал и не ржавел. После просмотра работа мысли не прекращается, она наоборот набирает обороты. Пища для ума богатейшая.
Фильм сложный для восприятия, первые сорок минут всё моё существо противилось происходящему на экране. В душе происходила борьба тошноты и болезненного интереса к происходящему. Это и не мудрено, потому как фильм сразу с первых кадров шокирует, вы получаете резкий удар под дых и пока пытаетесь отдышаться, перед вами уже разыгрывается неспешное действо , в котором со злой иронией и некоторой обречённостью узнаешь людей сегодняшнего времени. Увы и ах, времена меняются, а люди, что в эпоху , показанную на экране, что в современном мире, остались те же.
Это не каноническая трактовка Гёте, хотя отсылки к оригиналу присутствуют и персонажи узнаваемы. Сокуров скорее снял этакую черную трагикомедию. Я даже умудрилась пару -тройку раз посмеяться. Да и в целом ощущения от картины остались не тягостные, как было обещано многочисленными критиками. Скорее даже настроение заметно улучшилось и появилось ощущение ироничного отношения к действительности, к нашим потугам жизненным, борьбе, боли, отношениях и прочему.
Первое, что вы увидите на экране, это препарированный труп. Зрелище не из приятных, особо впечатлительных может попросту вырвать. Но в этом есть и хороша я сторона – хруста поп-корна в зале не было, потому что есть под такой визуальный ряд может только патологоанатом, а их видно в этот день не было в зале.
Зачем же нам показали это чудное действо с выворотом кишок и прочих внутренностей? Там доктор Фауст искал душу. Да да, вот в этой каше и грязи, человек пытается найти духовность.
И собственно весь фильм Сокуров хирургическим скальпелем препарирует человеческую душу, отсекая всё то, чем человек пытается замаскировать свои самые грязные и низкие помыслы и деяния. Фильм полон аллегорий, их очень интересно разгадывать. И когда вдруг случается «инсайт» и ты чётко понимаешь, что на самом деле стоит за той или иной картинкой, ощущаешь себя первооткрывателем и со-творцом истории.
Абсолютно честный взгляд внутрь себя каждого зрителя. Порой открывающиеся истины очень неприятны, хочется думать, что я не такая, я лучше и добрее. Ан нет, не получится. Каждый человек в своей жизни совершал поступки, которые плетутся за ним всю жизнь липкой трясиной. Но для того, чтобы эта трясина не так тяготила и смотрелась со стороны как минимум удобоваримой, а еще лучше красивой, человек разукрашивает свои поступки «бабочками», «розами», облачает их в рамочку подвига.
Люди склонны одевать на себя тяжелые « рыцарские доспехи», маски, неудобные одежды из придумываемых самим себе проблем, нужд, действий и тащить всё это барахло за собой. А оно мешает, делает жизнь сложной, поступь тяжелой, дорогу узкой и загроможденной. Но человек продолжает упорно нести весь этот рюкзак с дерьмом, никому ненужным, просто потому, что уже свыкся с ним, потому что боится сбросить с себя лишнее и остаться один на один с жизнью. Потому что далеко не каждый сможет взять на себя ответственность за то, что творит и честно озвучить своё желание, помыслы и истинную подоплёку своих действий, куда проще ходить в «доспехах», масках и прочем, пусть неудобно, зато есть некое чувство защищенности. Только от чего защищаемся?
Есть еще вариант скинуть всё это барахло на кого то другого, что и делает наш «герой». Найти виноватого, которому мы с радостью сдадим в вечное пользование свои «сокровища». И вот тогда можно бежать вперед налегке , ощущая свою безнаказанность и свободу действий. Действий ,как правило, плохих и гадких. Вряд ли от чувства вседозволенности люди совершают хорошие поступки. Только куда это приведет? Где та грань, за которой наступает предел и наступает ли он?
Этот фильм требует долгих размышлений и возможно пересмотра не один раз, то что говорю сейчас, это абсолютно сырое восприятие, так сказать по горячим следам. Мыслей громадьё, ощущения очень разные, интересные и новые.
Сокуров представляет нам двух часовое вскрытие среднестатистического человека. И то, что предстает нашему взору, мало кому понравится. Тут уже не спрятаться за узорами из красивых оправдывающих фраз, шикарными одеждами из липовых благородных поступков, ложными улыбками, ты абсолютно голый, да ещё и вывернут наизнанку, в тебе ищут душу. А её там нет…
Ближе к середине фильма дьявол стал мне симпатичнее человека.
И тут бы вскричать : « Для чего это надо?!!!! Зачем вытаскивать на свет Божий всю грязь, ведь всё было так удобно и красиво!!! Мы на самом деле не такие, мы хорошие!». А не кричится. Потому что понимаешь, что порой такая обнаженная честность необходима, жизненно необходима для того, чтобы хотя бы пять-десять человек в мире честно признались себе, что не всегда они молодцы и герои и приняли тот факт, что себя нужно менять. Ведь каждый человек изначально свободен, свободен в выборе, в действии, в помыслах. Пора воспользоваться этой свободой в хорошем смысле.
И тут особо внимательные читатели могут сказать : « Она что ненормальная? Какая к чёрту комедия, пусть и траги-, пусть и чёрная, может тут быть, это ж горе горькое.»
Преподнесено всё это в фильме с иронией, как некий чудовищный фарс, и действительно местами вызывается широкую улыбку и даже легкий истеричный смешок.
Я умышленно не коснулась сюжета. Высказала только свои чувства. Хочу оставить возможность для каждого увидеть своего «Фауста».