Зелёный Рай
Приветствую Вас Гость · Регистрация · Вход
Начинаем весенний марафон! Но помните: если человек не оправдал ваши ожидания, в этом нет его вины. Ведь это ваши ожидания.
Навигация


МЫ - online

Самое популярное
  • УГАДАЙКА (1510)
  • Дачная болталка- 2. (1499)
  • Всё о наших любимчиках - животных-2! (1499)
  • Всё о наших любимчиках - животных-3! (1495)
  • Всё о наших любимчиках - животных! (1486)

  • Дача

    Рецепты

    Открытки - фото

    Байкал - туристам

    Заходите!
    Логин:
    Пароль:

    Возраст Рая

    Статистика

    Счётчик ТИЦ PR
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 8
    • 1
    • 2
    • 3
    • 7
    • 8
    • »
    Форум » Есть желание развлечься? » Читаем, слушаем и смотрим » Банные традиции, легенды (рассказы, случаи, байки из баньки)
    Банные традиции, легенды
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 21:55 | Сообщение # 1
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Золотая мебель, серебряные трубы

    Римские термы всегда украшались очень богато. Даже если речь шла об общественных заведениях. Что же касается императорских римских бань, то здесь термин «богато» будет не совсем уместен. Роскошно, величественно, элитарно – вот что можно сказать про императорские сауны.

    Лучшие художники страны привлекались для работы над росписью стен, полы покрывались дорогой мозаикой. Дизайн фонтанов поражал своим великолепием. Мебель покрывали чистым золотом и слоновой костью. Активно использовалось в отделке также серебро. Более того, в некоторых банях даже трубы были изготовлены из этого благороднейшего металла. Из серебра же изготавливали и скамьи в женских термах.

    Ванны и тазы производили из белого мрамора. Полы были подогреваемыми. Правда ходить в них босиком было невозможно: температура поверхности составляла здесь 50-60° С.

    Для того чтобы ублажить императора, его семью и гостей в термах прислуживали сотни рабов. Среди них были и массажисты, и врачи, и музыканты.

    Императорские термы поражали своим великолепием буквально с порога: вход в них украшался статуями знаменитых греческих и римских скульпторов.

    Сообщение отредактировал Алекса - Среда, 21.04.2010, 21:59
     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 21:56 | Сообщение # 2
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Каждому римлянину по собственной бане!

    Наряду с общими, каждый богатый дом имел собственную баню. И каждый владелец посещал данное заведение дважды в день: и утром, и вечером. Поэтому расход воды на каждого человека в Древнем Риме был примерно такой же, как и в современной столице России! Стоит ли говорить о том, что правителей беспокоило столь нерациональное использование природных запасов. Но что они могли сделать, если коррупция была непременным спутником «коммунального хозяйства» Древнего Рима? Служащие ведомств, отвечающих за водоснабжение, за мзду закрывали глаза на воровство воды – явление весьма распространенное в то время.

    Так продолжалось до V в. Затем Великая Римская империя пала, и бани утратили свое значение для жителей Западной Европы. Более того, уход за собственным телом был объявлен языческой процедурой. Поэтому бани были переведены в разряд безнравственных заведений и разрушены. Только в XIII после крестового похода строительство бань было возобновлено. И все же былого великолепия эти заведения уже не имели. Баня для жителей Западной Европы стала просто местом для осуществления гигиенических процедур.

     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 21:57 | Сообщение # 3
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Банные традиции на Востоке

    В отличие от России, где баня давно превратилась, если не в ночное, то точно в вечернее заведение, на Востоке ее принято посещать рано утром. Уже в полвосьмого утра в парной будет не протолкнуться. А вот к восьми часам здание сауны попросту опустеет. По мнению жителей Востока, лучшим временем для изгнания из тела хвори и нечистот является раннее утро. И это не случайно, ведь человек является частью природы и должен обновляться вместе с ней на заре нового дня. Поэтому восточные бани, как правило, открыты уже с четырех часов утра.

    Перед тем, как приступить к гигиеническим процедурам здесь рекомендуется предварительно размяться. С этой целью во многих восточных банях имеются специальные комнаты для физических упражнений.

    Шведская стенка, перекладины, специальные тренажеры – частый сопутствующий элемент восточной бани.

    Также нельзя представить себе восточную баню без массажного зала. На Востоке баня является практически культовым местом, поэтому к услугам посетителей есть все: еда, газеты, шахматы и так далее.

    Кстати, для того чтобы посетить восточную баню, вовсе не обязательно отправляться в Турцию или Армению. Сегодня многие московские сауны предлагают своим посетителям такие услуги.

     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 21:57 | Сообщение # 4
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Банные традиции на Руси

    Для того чтобы вывести из организма лишнюю воду наши предки использовали различного рода растирания. Особенно популярно было натираться в парной солью или пивом. Кроме того, использовали для этих целей также водку и мед. Наши пращуры интуитивно догадались, что подобные мероприятия позволяют избавить тело от излишков влаги, а также защитить тело от жжения и пересушивания.

    Для того, чтобы усилить потоотделение, лучше всего париться на полочке повыше. Также помогает в этом деле глоток горячей воды. На Руси обычно добавляли туда немного клюквенного сока. Сегодня его можно заменить соком лимонным. Такой напиток лучше всего употреблять перед сеансом веничного массажа.

    Чтобы напиток не остыл, налейте его в термос. Принцип «чем больше, тем лучше» здесь не действует. Поэтому пейте жидкость маленькими глотками по чуть-чуть.

    Очень хорошо также в бане делать горячие ванночки для рук и ног. Наши предки таким образом избавлялись от многих хворей, а также укрепляли иммунитет.

    Веники на Руси изготавливали из различного материала. Но самыми популярными были березовые и дубовые изделия. И хотя новые времена вносят свои коррективы, многие из старинных банных традиций живы и по сей день.

     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 22:00 | Сообщение # 5
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Вода очищает не только тело, но и душу

    Испокон веков считалось, что вода имеет защитные свойства, что она способна исцелять, подарить силы и красоту. Не случайно, поэтому воды многих рек провозглашались священными. У некоторых народов процесс очищения своей души от скверны до сих пор связан именно с омовением в главном водоеме страны. В качестве примера можно назвать индийский Ганг. И хотя воду в нем вряд ли можно назвать чистой, индусов это не смущает.

    В мифологии многих народов существуют легенды, повествующие о чудесных исцелениях при помощи воды, о волшебных реках, которые наделяют человека здоровьем, силой и молодостью.

    Взять, к примеру, знаменитую легенду об Ахилле. Большинство знают о том, что единственным слабым местом этого неуязвимого героя была его пята. Но мало, кто знает, отчего так произошло. Согласно древнегреческому эпосу, мать героя Фетида погрузила сына-младенца в воды священной реки Стикс. После этого тело Ахилла стало неуязвимым и твердым, словно сталь. Единственное место, которого воды не коснулись, была пяточка малыша, за которую мать его держала. Именно поэтому герой впоследствии погиб, а выражение «Ахиллесова пята» стало крылатым. Именно так мы говорим о слабом, уязвимом месте какого-либо человека или дела.

     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 22:00 | Сообщение # 6
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Кто такой банник?

    В славянской мифологии так называли духа, обитающего в бане. Его представляли как маленького, тощего и беззубого старикашку. Вообще банник считался злым духом: он мог плеснуть кипятком или бросить горячим камнем или даже вовсе запарить до смерти. Уберечься от такой напасти можно было только, если убежать умеючи, то есть задом наперед. Запарит такой банник человека до смерти, а все будут думать, что просто угорел человек.

    Банник и сам любит помыться, но делает это после всех людей. Чтобы задобрить банника наши предки оставляли ему кусочек ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. И горе тому хозяину, который израсходует всю воду! Для банника нужно непременно оставить ее немного на дне кадушки, а также положить ему маленький кусочек мыла, да веник. Внимание и забота и духу приятны!

    Живет банник по преданию в крестьянской бане за печкой-каменкой или под полком, на котором парятся.

     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 22:01 | Сообщение # 7
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Сауна для финна есть образ жизни

    Русская баня во всем мире славится очень жарким паром. Однако есть у нее не менее теплолюбивая «подруга» - финская сауна.

    Кстати, уже тогда главным ее предназначением было восстановление сил финских крестьян после тяжелого трудового дня. Гигиенические процедуры играли второстепенную роль.

    Именно поэтому даже сегодня, когда для того чтобы помыться, вовсе не обязательно посещать сауну, ее роль в жизни всякого финна столь велика. Ведь парная для жителя Финляндии – это место для релаксации, избавления от груза забот. Практически всякий сельский домик в этой стране имеет небольшую баню. А в городах во множестве работают общественные сауны. Банные заведения есть практически во всяком учреждении: школах, больницах, промышленных предприятиях. Не поверите, но здесь на каждые пять человек приходится одна сауна! По степени любви к банным мероприятиям вряд ли кто сравниться с финским народом.

    Древние финны почитали сауну, как святыню и верили, что здесь живет добрый дух, защищающий от всех невзгод и несчастий. Более того, они полагали, что баня способна исцелить любой недуг, справиться с любой хворобой. И хотя с той поры минуло не одно столетие, но по-прежнему в целебные свойства сауны верит всякий финн. И для этого у него есть все основания!

     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 22:04 | Сообщение # 8
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Баня - это не только парилка

    Никому не нужно рассказывать о предназначении бани. Наверное, не было ни одного человека, который бы в ней не побывал. К сожалению, часто мы только думаем, что знаем, вместо того, чтобы знать на самом деле.

    Например, издавна повелось на Руси, что в бане моются по вторникам, четвергам и субботам, а в остальные дни "там хозяйничают черти": не только человек баню любит, нечисть всякая тоже попариться не прочь, а потому в неурочное время в баню лучше не ногой. Именно в положенные дни приходили в баню здоровье поправить, а заодно помыться, отдохнуть и силы восстановить.

    Наши предки говорили: когда тебе нездоровится, обуревает злоба безудержная, гложет тоска зеленая, снедает зависть черная, словом, когда тебе плохо - ступай в баню и выдавливай из себя паром всю черную энергию, очищай тело и душу. Потом смой всю эту грязь и забудь. Выйдешь из бани совсем другим человеком.

    Действительно, пребывание в бане приводит физическое и психическое состояние человека к естественному равновесию. Если ее посещать регулярно, то и здоровье можно укрепить, и тело подправить: тучным - потихоньку сбросить излишки, а худым - поднабрать.

    Но следует помнить, что баня представляет собой определенную нагрузку, степень которой зависит от интенсивности нагревания и охлаждения, их продолжительности, количества повторения этих процедур, частоты посещения сауны и др.

    Кроме того, следует учитывать переносимость бани отдельными людьми и различные способности привыкания к бане. Длительность пребывания в бане и объем принимаемых процедур всегда строго индивидуальны.

    Принимать баню полезнее всего в вечерние часы, чтобы вскоре после этого можно было пойти ко сну. Если же баню посещают днем, то полезно после бани иметь 2-3 часовой отдых лежа, который может сопровождаться коротким сном.

    Не всегда баня была в почете, были и времена ее гонений. В годы мрачного средневековья в Европе бани сочли дьявольским занятием. Дамы и господа носили шикарные наряды и дорогие украшения, но мылись только два раза в жизни - при рождении и в день свадьбы. Дурные запахи, исходившие от немытых тел, заглушались крепкими духами. "Чистота - залог здоровья!" не только лозунг - в период жутких эпидемий инфекционных болезней вымирали целые города.

     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 22:07 | Сообщение # 9
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline

    Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Банница, Обдериха, Лазник) - хозяин бани.

    Банник - невидимый для человека дух. Может показаться в виде родственника или знакомого. Иногда же пристает в своем истинном обличии - голый старик с длинными черными растрепанными волосами и покрытой плесенью бородой. Может обернуться котом, собакой, лягушкой, белым зайцем или веником, угольком.

    Поселяется банник тогда, когда в бане рождается ребенок. Обитает он под полком или за печкой - каменкой. Иногда не один, а с женой - банницой и детьми.

    Хозяин бани бывает жесток - он кричит, стучит, щекочет, запаривает, раскалывает камни с каменки и кидается в людей, может затащить на печку, а может ободрать кожу и повесить ее на печку. Банник любит париться и моется либо в четвертый, либо в седьмой пар, после захода солнца или в полночь. Часто париться он не один, а со своей семьей и гостями, которых приглашает на посиделки - русалками, лешими, овинниками. Он может украсть младенца, либо заменить его своим ребенком, который уродлив, не разговорчив и плохо растет.

    Необходимо содержать баню в чистоте, оставлять банникам воду, мыло, веник. Нельзя мыться в четвертый пар, либо после захода солнца. Вымывшись нужно поблагодарить банника и пригласить его: "Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками гостите к нам в гости". Либо обратиться к самой бане: "Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье". Чтобы задобрить банника, нужно принести в баню кусок ржаного хлеба, посыпанного солью и бросить горсть соли на каменку. Оградить себя от козней банника можно задушив черного петуха и закопав его в четверг под порогом, уйти пятясь задом и кланяясь.

    У банника можно научиться играть на музыкальных инструментах. У него храниться шапка - невидимка, которую можно получить раз в год. Также есть у банника "беспереводной" целковый. Для того, чтобы получить его, нужно спеленать черную кошку и в полночь бросить ее в баню со словами: "На тебе ребенка - дай мне беспереводной целковый".

     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 22:10 | Сообщение # 10
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Банник. Байник, баенник, байнушко, белорусский лазьник.

    У русских и белорусов дух - обитатель бани. Домовой божок. Дух, живущий в бане, злой, появляется в облике маленького нагого человечка с радужными глазами. В нетопленой бане живёт всегда, пар выгоняет его ненадолго. Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен. По этой причине верующие люди считают баню - символ, казалось бы, чистоты - "нечистой". О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Может погубить человека, моющегося в неурочное время (после полуночи). Сначала усыпляет, потом длинными и толстыми губами обволакивает рот и загоняет в грудную клетку горячий воздух. Особенно не любит выпивох. Умелые люди выгоняют его банным веником. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового. Банник моется вместе с чepтями, лешими, овинниками в четвёртую очередь, кто попадёт им в это время — запарят. Если уж случилось — убегать надо задом наперёд. Заискивают расположение баинника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар чёрную курицу. Баня в языческие времена считалась нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим человека, едва не доводившим его до удушья в бане, топившейся по-чёрному, т. е. с открытым очагом внутри и без дымохода. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло, воду; в жертву баннику приносили чёрную курицу. Банник живёт на каменке или под полком. Бывает невидим (по некоторым поверьям, имеет шапку-невидимку) или показывается в виде человека с длинными волосами, голого старика, покрытого грязью и листьями от веников, собаки, кошки, белого зайца и др. Есть поверье, что банник первый раз появляется в бане после того, как там побывает роженица. Считается, что банник моется в бане и ему следует оставлять воду, мыло и веник, иначе он брызжет кипятком, кидает раскаленные камни, напускает угару. Входя в баню, принято было говорить: «Крещеный на полок, некрещеный с полка» (Смоленская губ.). Банник вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся: банник душит их или сдирает кожу; банник пугает заходящих в баню, прикидываясь человеком. Банник может подменить оставленного ребенка. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, в банный веник. Банник иногда защищает от других демонических существ (овинника, мертвецов и др.).

     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 22:11 | Сообщение # 11
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Из других функций банника следует отметить его участие в святочных гаданиях: в полночь девушки подходят снаружи к двери бани, задрав юбки; или подходят к челу каменки, или суют зад в дымник; если банник прикоснется мохнатой рукой — будет жених богатый, если голой рукой — бедный. Тем, кто, гадая, сует руку в окно бани, банник может сковать пальцы железными кольцами. Для того чтобы защититься от вредоносных действий банника, задобрить его, приносят в новую баню хлеб и соль, хоронят под порогом задушенного черного петуха или курицу. Банный дух может выступать также в женском облике — банниха, байница. баенная матушка, на Пинеге и Печоре — обдериха. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая; показывается в виде кошки; живет под полком; поверья о ней сходны с представлениями о баннике (кроме участия в гаданиях). Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига. Если кто пожелает быть невидимым, тот должен во время Христовой заутрени прийти в баню и, найдя там ее хозяина, который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и бежать с нею как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет. Банник бормочет гробовым голосом. В быличках гипертрофированные руки приписывались баннику: рука у него большая и мохнатая. Восточные славяне, болгары и поляки считали, что в доме, где есть Дети Некрещёные, должен ночью гореть свет, чтобы демоны (у русских — домовой, банник, леший) не подменили ребенка и не подложили своего детеныша — безобразного и крикливого (см. Подменыш). На Русском Севере считали, что банник живет в куче неошпаренных банных Веников, а домовой обитает под Веником. Овинник защищает человека от происков банника. Банник черного Цвета, как это характерно для демонологических персонажей (появляются также в виде черного животного или предмета): черт, банник, овинник, полевой дух «удельница» (рус.). Банник или банный дух, отличающийся необыкновенной жестокостью ещё называли Обдериха. Банник чаще всего невидим и обнаруживает себя шумом. Как истый «хозяин» бани, он изгоняет неугодных ему посетителей, кричит, «стукочет», кидается камнями: «Один мужик пошел с бабой в баню. Вдруг кто-то застукотал на вышки. Они спугались и пошли на вышку благословясь, а там никого нет. Они спустились и опять стали мытце. Вдруг закричало не руским голосом: „Уходите скорея, а то заем!“ Мужик да баба побежали домой голы» (Новг.). Когда банник видим, то предстает чаще всего в страшном обличье: это черный мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми душит или «запаривает» моющихся. Иногда он сед и мохнат, иногда — наг и покрыт грязью или листьями от веников (Волог.). По поверьям жителей некоторых районов России, банник может быть котом (Арх.); белой кошкой (Карелия); превращается в собаку, лягушку (Новг., Волог.); в маленькую собачку (Печ.); в белого зайчика (Лен., Новг., Волог., Карелия) и даже в веник, уголь (Арх.). Часто коварный «хозяин» бани именуется крестьянами чертом (или банным нечистиком, шишком, анчуткой). Баня — «уже прямо-таки обиталище чертей», — считали в начале нашего века в Ярославской губернии. Во владимирских деревнях, чтобы выгнать чёрта (прежде чём привести в баню роженицу), повивальная бабка бросала по углам камни с каменки со словами: «Черту в лоб!» В XX в. облик являющейся в бане нечистой силы «осовременивается»: «Напился и ушел ночевать в баню (повествует житель Терского берега Белого моря). Вдруг зашаталось! Я чиркнул спичкой — двое стоят у дверей в шляпах и плащах черных. У меня волоса шапкой! Заматерился и ушел из бани».
     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 22:11 | Сообщение # 12
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Однако банник и черт — это в общем разные мифологические персонажи, точнее, «черт» — наименование банника, выражающее самое общее представление о нем как о «нечистой силе». По общерусским поверьям, банник обычно обитает под полком или появляется из-под полка. В повествовании, записанном на Печоре, работник просит хозяина взять его с собой в баню: «„А ты не забоишься-ле? Ко мне из-под полка человек выходит. Ты с ума сойдешь“. — „Нет, я не боюсь и не сойду с ума“. <...> Роботник пошел, стали мытця, а из-под полка страшной старик и вылез. Роботник им веники роспарил, оба они и мылись, а потом старик скатился под полок». Забайкальские крестьяне считали, что, если человек, услышав возню банника под полком, убежит, «банник изорвет оставшиеся вещи». Банник может быть связан своим местопребыванием и с каменкой — сложенной из больших камней банной печью (Олон., Карелия): «У банника волосы растрепаны, за каменкой сидит» (Арх.). В восточносибирской быличке моющаяся позже всех девушка обнаруживает его под лавкой: «...за водой-то нагнулась, а под лавкой сидит маленький старичок! Голова большая, борода зеленая! И смотрит на нее. Она кричать и выскочила!» Банников, или чертей, в бане может быть и несколько (иногда банник обитает там с женой и детьми). Некоторый намек на такую «семью» есть в восточносибирской быличке: «И в банях чудилось тоже. Значит, все перемылись. И пошли вдвоем мать с ребятишками... Налила, говорит, воды, начинает мыть. А под полком — полок кверху поднимается — ребенок ревет: „Увяк, увяк...“ А тут кто-то и говорит: „Ну, погоди, я тебя счас помою...“ А баба та собралась, ребенка в пазуху — да нагишом из бани...» Названия банника «жихарь», «пастырь», «хозяин» отражают представления крестьян о нем как об исконном обитателе и «хозяине» бани. Чаще всего этот «хозяин» строг, опасен для людей: «Банник человеку не товарищ». Упоминания о «добром баенном пастыре», у которого просят разрешения топить баню, единичны. В поверьях русских крестьян есть и женский персонаж, подобный «страшному» баннику, — банная обдериха, «занятия» которой исчерпывающе характеризуются ее названием. Есть в русских поверьях и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) — по-видимому, самостоятельный банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно, как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница». Банник, по поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит (Печ., Новг.), моет волосы в кипятке (Волог.). Банные хозяева очень любят париться и моются в четвертый или в третий пар (реже — в седьмой), т. е. после двух или трех (шести) смен побывавших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте. Нельзя мыться в четвертый, третий пар и особенно в одиночку, после захода солнца или поздно ночью (в полночь).
     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 22:12 | Сообщение # 13
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Губящий людей банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью (Новг,). В другом рассказе начала XX в. такие же «знакомые и родственники» (и даже в сопровождении красноармейца) запаривают и забивают за полок старушку (Костр.). Козни банников могут быть и совершенно немотивированными, но всегда опасны, злы: банник, прикинувшись проезжим барином, просит истопить баню и «запаривает» жену крестьянина (Новг.). В баню, где на полке прячется крестьянин, «входят как два человека и тащат солдата. И начали с солдата кожу снимать и бросили ее на крестьянина. Тот лежит ни жив ни мертв и читает молитву: „Да воскреснет Бог“. А они услышали и ему в ответ: „Да растреснет лоб“. Он читает дальше: „Да расточатся враги Его“. А они: „Да раскачается осина“. И так до половины отчитывался. Прочитал он всю молитву, лежит — и кожа на нем. Банники пропали. Утром проснулся, глядь — а на нем лежит рогожа» (Новг.). По распространенным представлениям, банник поселяется в бане после того, как в ней появляется на свет ребенок, что опять-таки связывает банника с судьбами семьи и ее новорожденных. «Если в какой байне не бывало рожениц, то нет в ней и байного» (Новг.). Однако коварный банник и здесь оборачивается своей опасной, наиболее ярко проявляющейся в поверьях XIX—XXвв. стороной: банник может погубить родильницу, если ее оставить в бане одну, или украсть младенца, заменив его своим ребенком. Дети банника обычно уродливы и плохо растут. В восточносибирской быличке банник, недовольный местом, на котором построена баня, насылает болезнь на дочку хозяев бани: «В это время в их доме остановился старик проезжий. У него-то и спросил отец, почему девочка болеет. Тот посмотрел и сказал сходить в двенадцать часов на кладбище, накрыть стол белой скатертью и поставить на него две рюмки и бутылку водки. Причем рюмки должны быть не граненые, не с рисунком, а простые, светлые. Все так и сделал отец. Стоит и ждет. Вдруг слышит: водка наливается. Он повернулся, а никого не видит. Смотрит, а рюмка уже пустая, и вдруг кто-то говорит: — Баня у тебя не на месте. Послушался отец и стал разбирать баню. А девочка помаленьку стала выздоравливать. Видно, правду говорил он, что баннику место не понравилось».
     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 22:12 | Сообщение # 14
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Банниха. Дух бани, банника в облике женщины. Есть в русских поверьях и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) — по-видимому, самостоятельный банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно, как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница».

    Банница. Дух бани в облике женщины. Есть в русских поверьях и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) — по-видимому, самостоятельный банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно, как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница».

    Банной. Домовой из банников, обитающий в бане. Русские в старые времена нередко давали своим детям банные имена, чтобы задобрить или обмануть домашних божков: своего то тезку домовой не обидит!

    Банник

    Ба́нник — дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему оставляли в бане после мытья. Часто его представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой, покрытой плесенью.

    Его воле предписывают обмороки и несчастные случае в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то считается, что это проказы банника. Любимое же развлечение банника — шпарить моющихся кипятком, раскалывать и «стрелять» камнями в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком в стенку. Вредить по-крупному (обдирать кожу, запаривать до смерти) банник начинает только тогда, когда люди злостно нарушают запреты: моются в праздники, поздно ночью или после двух-трёх смен парящихся.

    Из других функций банника следует отметить его участие в святочных гаданиях: в полночь девушки подходят снаружи к двери бани, задрав юбки; или подходят к челу каменки, или суют зад в дымник; если банник прикоснётся мохнатой рукой — будет жених богатый, если голой рукой — бедный. Тем, кто, гадая, суёт руку в окно бани, банник может сковать пальцы железными кольцами.

    Добиваются расположения банника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него охоту вредить, приносят в дар чёрную курицу. Выстроив новую баню, такую курицу, не ощипывая перьев, душат (не режут) и закапывают под порогом.

    Банный дух может выступать также в женском облике — банниха, байница, баенная матушка, обдериха. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая. Показывается в виде кошки. Живёт под полком. Поверья о ней сходны с представлениями о баннике (кроме участия в гаданиях). Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига — демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идёт туда без молитвы. Принимает образ знакомой или родственницы и зовёт с собой париться. Может запарить до смерти.

    Сообщение отредактировал Алекса - Среда, 21.04.2010, 22:15
     
    АлексаДата: Среда, 21.04.2010, 22:21 | Сообщение # 15
    Группа: Прижитые-привитые!
    Сообщений: 7934
    Статус: Offline
    Баня всегда имела огромное значение для славянина значение.

    В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. «Баня парит, баня правит, баня все поправит», - говорят до сих пор. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам. Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком.

    Даже банище - место, где баня стояла, - почиталось опасным, и строить на нем жилое, избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней. Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух.

    Это банный, банник, байник, баинник, баенник - особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников

    Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.

    Если хочется увидеть нежить в бане, надо зайти туда ночью и, заступив одной ногою за порог, скинуть с шеи крест и положить его под пятку. Банник со всеми своими гостями и челядью любит попариться после двух, трех, а то и шести смен людей, а моется он только грязной водой, стекшей с людских тел.

    Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь - если повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, - будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе банник догонит и убьет.

    Вообще в бане надо вести себя осторожно. Например, с крестом в баню не идут; его снимают и оставляют в предбаннике или вовсе дома. Все вообще, из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях.

    Пить в бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она была чистая, - нельзя. Если не соблюдать этих правил или появиться в бане не вовремя, баенник накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, то есть задом наперед, может совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек. Он не любит родильниц, которых в старину выводили в баню; но их там нельзя покидать одних.

    Вообще баенник не прочь злобно подшутить над женщинами, и, заслышав хрип и храп, вой за каменкой или хохот и свист, им надо как можно скорее бежать прочь.

     
    Форум » Есть желание развлечься? » Читаем, слушаем и смотрим » Банные традиции, легенды (рассказы, случаи, байки из баньки)
    • Страница 1 из 8
    • 1
    • 2
    • 3
    • 7
    • 8
    • »
    Поиск:

    Copyright MyCorp © 2024